ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 47-Г05-21 от 23.11.2005 В удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Оренбургской области от 31.07.2000 n 620/173-03 Об образовании муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области и установлении его границ отказано правомерно, поскольку оспариваемый Закон принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с действующим законодательством РФ и не противоречит нормам международного муниципального права.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2005 года
Дело N 47-Г05-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе В. на решение Оренбургского областного суда от 11 августа 2005 г., которым В. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Оренбургской области от 31 июля 2000 г. N 620/173-03 "Об образовании муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области и установлении его границ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя администрации Оренбургской области Варламовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
В. обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Оренбургской области от 31 июля 2000 г. N 620/173-03 "Об образовании муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области и установлении его границ", указывая, что данный Закон принят в нарушение требований общепринятых норм международного права, статей 12, 72, 130, 133 Конституции РФ, статей 6, 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 10, 14, 28 - 31, 129 Бюджетного кодекса РФ, в силу которых существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и приближенное к гражданину управление, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется на территориях муниципальных образований городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований. Ограничение права граждан на осуществление местного самоуправления допускается только на отдельных территориях, определенных федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно или через выборные органы - выступает население муниципального образования, которое вправе защищать свои права и свободы, в том числе в судебном порядке. Установление и изменение границ территории муниципального образования, а также упразднение муниципальных образований осуществляется только с учетом исторических и иных местных традиций, с учетом мнения населения соответствующего муниципального образования. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов упразднения муниципальных образований или изменения их границ. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается, каждому муниципальному образованию гарантируется финансовая самостоятельность.
При принятии оспариваемого Закона, которым муниципальное образование "город Соль-Илецк" вошел в состав муниципального образования "Соль-Илецкий район Оренбургской области", указанные права и гарантии населения города Соль-Илецка не были приняты во внимание. В результате такого присоединения город утратил свою финансовую самостоятельность, налоговые отчисления поступают в бюджет района и, соответственно, распределяются администрацией района, однако без учета потребностей города Соль-Илецка, что не дает возможности обеспечить горожанам достойное проживание. Он является жителем города Соль-Илецка, и Закон Оренбургской области нарушает его право на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Решением Оренбургского областного суда от 11 августа 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе В. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 31 июля 2000 г. принят Закон Оренбургской области N 620/173-03 "Об образовании муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области и установлении его границ".
В соответствии с данным Законом ранее существовавшие в административных границах Соль-Илецкого района 22 самостоятельных муниципальных образования - город Соль-Илецк, а также Боевогорский, Буранный, Ветлянский, Григорьевский, Дружбинский, Изобильный, Красномаякский, Кумакский, Линевский, Михайловский, Новоилецкий, Первомайский, Перовский, Покровский, Пригородный, Саратовский, Тамар-Уткульский, Троицкий, Трудовой, Угольный, Цвиллингский сельсоветы объединены в единое муниципальное образование "Соль-Илецкий район Оренбургской области" с центром в городе Соль-Илецке и установлены границы нового муниципального образования согласно разработанной схематической карте.
В. является жителем города Соль-Илецка и в силу части 1 ст. 251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим вышеуказанного Закона Оренбургской области. Однако он может оспаривать только правомерность включения города Соль-Илецка в состав нового муниципального образования, поскольку жителем других сельских муниципальных образований он не являлся и Закон Оренбургской области в этой части его права не затрагивает. Доводы о том, что город Соль-Илецк был включен в состав муниципального образования "Соль-Илецкий район Оренбургской области", являются неточными, поскольку муниципальное образование "Соль-Илецкий район Оренбургской области" является новым, вновь образованным в результате объединения ранее существовавших муниципальных образований и Законом Оренбургской области город Соль-Илецк в состав уже существующего муниципального образования не включался.
В соответствии со статьями 12, 130, 131 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту "н" ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктами 1, 11, 13 ст. 5 и пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона Оренбургской области, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением, установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, а также регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и местных традиций. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 12 и ст. 13 вышеуказанного Федерального закона N 154-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд, данный вопрос не является вопросом местного значения.
В соответствии с положениями главы 4 Федерального закона N 154-ФЗ местный референдум, муниципальные выборы и собрания (сходы) граждан являются формами их прямого волеизъявления при осуществлении местного самоуправления. При этом решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления, а порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались в статьях 58 - 59 Устава Оренбургской области, действовавшего во время принятия оспариваемого Закона.
Таким образом, как правильно указал суд, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий вправе устанавливать общие принципы организации системы органов местного самоуправления, в том числе принимать законы о местном самоуправлении, устанавливать порядок преобразования или упразднения муниципальных образований, устанавливать и изменять их границы и наименования, а местное самоуправление самостоятельно в том объеме, в котором это определено Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Закон "Об образовании муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области и установлении его границ" принят в пределах полномочий Оренбургской области в соответствии с действующим внутренним законодательством Российской Федерации и не противоречит общепризнанным нормам международного муниципального права.
В своем заявлении и в судебном заседании В. указывал на то, что включение города Соль-Илецка в состав муниципального образования "Соль-Илецкий район Оренбургской области" произведено без учета мнения населения города и в нарушение устава муниципального образования "город Соль-Илецк", в статье 11 которого как форма выявления мнения населения предусмотрено лишь проведение местного референдума.
Суд с такими доводами правильно не согласился по следующим основаниям.
Как было указано выше, субъект Российской Федерации своим законом вправе устанавливать и изменять порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, устанавливать и изменять их границы и наименования. Волеизъявление граждан по вопросам местного значения может быть выявлено путем проведения местного референдума, муниципальных выборов или собрания (схода) граждан (статьи 22, 23, 24 Федерального закона N 154-ФЗ). При этом законодательно не определено, что по вопросам упразднения или преобразования муниципального образования проводится только местный референдум. В ст. 11 Устава муниципального образования "город Соль-Илецк" также не было установлено, что по указанному вопросу проводится только референдум. В пункте 2 данной статьи указывалось, что на городской референдум могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей города. Данная норма является диспозитивной и предоставляет возможность выбора формы учета мнения населения.
Согласно ст. 24 Федерального закона N 154-ФЗ в муниципальных образованиях для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Причем такая норма установлена без ссылки на уставы муниципальных образований и действует непосредственно, следовательно, довод о принятии Закона области в нарушение ст. 11 Устава муниципального образования "город Соль-Илецк" правильно признан необоснованным.
Из содержания устава муниципального образования "город Соль-Илецк" следует, что порядок проведения собрания (схода) граждан в нем не определен. Однако согласно пункта 2 ст. 24 Федерального закона N 154-ФЗ порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Следовательно, как обоснованно указал суд, в случае отсутствия в Уставе муниципального образования такого порядка собрания (сходы) граждан могут проводиться в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 46-Г05-27 от 23.11.2005 В удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству решения Самарской городской Думы от 28.03.2000 n 344 и Закона Самарской области от 04.02.2005 n 12-ГД Об установлении границ городского округа Новокуйбышевска Самарской области в части картографического описания отказано правомерно, поскольку при принятии оспариваемых актов, устанавливающих границы городского округа, не было допущено нарушений прав заявителя и процедура принятия соответствовала федеральному и региональному законодательству.  »
Общая судебная практика »
Читайте также