ИНФОРМАЦИЯ (Российская юстиция, 2004, n 5) Обзор деятельности Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, военных и арбитражных судов, а также впервые сформированных квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за 2003 год

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РФ
И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ ОБЩИХ, ВОЕННЫХ
И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, А ТАКЖЕ ВПЕРВЫЕ СФОРМИРОВАННЫХ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2003 ГОД
В 2003 году осуществляли свою деятельность 86 квалификационных коллегий судей.
В 2003 году Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (ВККС РФ) и квалификационные коллегии судей (ККС) проделали определенную работу по выполнению задач, возложенных на них законодательством, в том числе работу по формированию судейского корпуса страны (включая мировых судей), по квалификационной аттестации судей, укреплению дисциплины среди членов судейского сообщества, рассмотрению жалоб (обращений) граждан.
Проведены 3 семинара с руководителями и членами квалификационных коллегий судей по профессиональной тематике, приняты и направлены в квалификационные коллегии судей разъяснения по возникшим вопросам применения норм Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
В 2003 году в ВККС РФ поступило материалов, а также жалоб (обращений) граждан - 7870. Для сравнения: в 1996 г. - 1839, 1997 г. - 2740, 1998 г. - 3655, 1999 г. - 4740, 2000 г. - 5463, 2001 г. - 5850, 2002 г. - 6993.
Рассмотрены без вынесения на заседания ВККС РФ - 7100. Для сравнения: в 1997 г. - 2530, 1998 г. - 3385, 1999 г. - 4360, 2000 г. - 5050, 2001 г. - 5600, 2002 г. - 6558. ВККС РФ проведено 8 заседаний, из них: одно в г. Челябинске и два внеочередных.
На заседаниях рассмотрено 630 материалов (часть из них - групповые). Для сравнения: в 1997 г. - 96, 1998 г. - 121, 1999 г. - 224, 2000 г. - 238, 2001 г. - 136, 2002 г. - 435.
Дано ответов на запросы ККС с разъяснениями норм действующего законодательства в отношении членов и органов судейского сообщества - 140. Для сравнения: в 1997 г. - 114, 1998 г. - 130, 1999 г. - 130, 2000 г. - 125, 2001 г. - 128, 2002 г. - 128.
Ответы и сообщения ВККС РФ гражданам на их жалобы (обращения) сопровождались, как правило, разъяснениями норм действующего законодательства в отношении судей.
На основании ст. 5 и п. 6 ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", подп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" на заседаниях ВККС РФ рассмотрены заявления 336 кандидатов о даче рекомендации для назначения на судейскую должность.
Рекомендованы на судейские должности 186 кандидатов, из них на судейские должности: судов общей юрисдикции - 33, военных судов - 52, арбитражных судов - 101. Не рекомендованы на судейские должности - 62, из них на судейские должности: судов общей юрисдикции - 24, арбитражных судов - 38.
Не прошли по конкурсу 88 кандидатов, из них на судейские должности: судов общей юрисдикции - 15, военных судов - 34, арбитражных судов - 39.
Поскольку не были сформированы квалификационные коллегии судей в Чеченской Республике, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, Ненецком автономном округе (до 5 июня 2003 г.), в Республиках Башкортостан и Ингушетия (некоторый период 2003 года), Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации на основании подп. 10 п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривала вопросы, отнесенные к компетенции ККС субъектов Российской Федерации, в частности, о даче рекомендаций на соответствующие судейские должности.
В своей работе по отбору кандидатов на должности судей Коллегия руководствовалась в том числе тем обстоятельством, что по указанным пяти субъектам Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассмотрела 117 заявлений кандидатов. Своими заключениями рекомендовала для назначения на судейские должности 60 кандидатов.
По смыслу п. 6 ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" право дачи заключения о рекомендации на должность судьи принадлежит исключительно квалификационным коллегиям судей. Именно этот коллегиальный орган вправе при обсуждении данного вопроса учесть и оценить совокупность всех обстоятельств, характеризующих личность кандидатов, и на основе данной оценки, а также с учетом итогов проверки представленных документов и сведений принять большинством голосов членов коллегии соответствующее решение. Рекомендация на должность судьи - право, а не обязанность Коллегии.
Рассмотрим конкретный пример.
Так, Науменко Б.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на решение ВККС РФ от 15 июля 2003 г., не рекомендовавшей его на должность судьи. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2003 г. жалоба Науменко Б.И. оставлена без удовлетворения. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. решение суда оставлено без изменения. Судебная коллегия в определении указала следующее. Из заключения от 15 июля 2003 г. следует, что Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации не рекомендовала кандидатуру Науменко Б.И. как не набравшего более половины голосов членов коллегии на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, исходя из уровня его профессиональной подготовки, стажа, опыта и результатов работы, а также деловых и моральных качеств.
Суд не наделен полномочиями решать вопрос о соответствии кандидата той должности судьи, на которую он претендует. Поэтому при проверке заключения квалификационной коллегии судей по вопросу рекомендации на должность судьи суд не вправе вторгаться в обоснованность произведенной оценки данных, характеризующих личность кандидата, и обсуждать степень мотивированности решения, принятого коллегиальным органом. Такое решение может быть признано неправильным по существу и отменено судом в тех случаях, когда в даче рекомендации отказано по основаниям, указанным в п. 8 ст. 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", эти основания судом первой инстанции не установлены, доказательств в их подтверждение не представлено.
Ссылка в кассационной жалобе на ч. 1 п. 8 ст. 5 приведенного Закона РФ не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку из содержания данной нормы закона не вытекает обязанность квалификационной коллегии судей принятия положительного заключения в отношении одного имеющегося претендента на должность судьи. Квалификационная коллегия, как указано выше, учитывает и оценивает совокупность всех обстоятельств, характеризующих личность кандидата, и на основе данной оценки, а также с учетом проверки представленных документов и сведений принимает большинством голосов членов коллегии соответствующее решение. В данном случае, исходя из совокупности всех данных о личности и профессиональных качествах претендента, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации не нашла возможным рекомендовать кандидатуру Науменко Б.И. как не набравшего более половины голосов членов коллегии.
ВККС проделана также и другая работа.
Согласно п. 3 ст. 26 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Заключениями Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации рекомендованы к продлению срока военной службы 25 председателей, заместителей председателей и судей соответствующих военных судов.
На основании п. п. 1, 2, 4, 10, 15 Положения о квалификационной аттестации судей ВККС РФ вынесено 504 решения о присвоении руководителям судов и судьям квалификационных классов, в том числе 463 решения о присвоении высшего и первого квалификационных классов.
Решениями ВККС РФ 50 судей и руководителей судов оставлены в прежних классах, в том числе: в системе судов общей юрисдикции - 34, военных судов - 3, арбитражных судов - 13 (с учетом установленных данных в их совокупности и прежде всего недостатков в обеспечении надлежащего качества работы при осуществлении правосудия и соблюдения процессуальных сроков).
Решениями ВККС РФ прекращены полномочия председателей, заместителей председателей и судей соответствующих судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 г.), - 72, в том числе: по подп. 1 (по письменному заявлению об отставке) - 44; по подп. 2 (ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи) - 4; по подп. 4 (в связи с истечением срока полномочий) - 3; по подп. 5 (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе) - 10; по подп. 10 (в связи со смертью) - 8; по подп. 11 (в связи с отказом от перевода в другой суд при реорганизации гарнизонного военного суда) - 1; по другим основаниям - 2.
Решением ВККС РФ от 5 июня 2003 г. были приостановлены полномочия судьи - председателя Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики И.Ш.-Б. Бурлакова на основании подп. 3 п. 1 ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" с 5 июня 2003 г. на период проведения предвыборной кампании по выборам президента указанной республики.
Решением ВККС РФ от 17 сентября 2003 г. полномочия судьи - председателя суда И.Ш.-Б. Бурлакова возобновлены по его заявлению.
ВККС РФ тщательно оценивала работу судей при обсуждении вопросов о поощрении судей.
Подавляющее большинство руководителей судов и судей добросовестно исполняют обязанности по отправлению правосудия.
В 2003 году заключениями Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации руководители судов и судьи с учетом результатов их судебной деятельности рекомендованы к представлению для присвоения почетного звания и к награждению - 131, из них: 98 - к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации"; 4 - к награждению орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени; 4 - к награждению орденом Дружбы; 21 - к награждению орденом Почета; 1 - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени; 6 - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени; 2 - к другим государственным наградам.
К присвоению почетного звания и к награждению рекомендованы судьи:
105 - в системе судов общей юрисдикции; 9 - в системе военных судов;
17 - в системе арбитражных судов.
Отказано в рекомендации к представлению для присвоения почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" одному судье арбитражного суда.
Задача подбора судейских кадров, бесспорно, наиважнейшая для квалификационной коллегии.
Решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. на основании п. 9 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" утверждена Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе 18 судей.
86 Квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (включая ККС Ненецкого автономного округа), выполняя задачу подбора судейских кадров, рассмотрели 6725 заявлений кандидатов о рекомендации на судейские должности.
По заключениям ККС, на судейские должности рекомендованы 5411 кандидатов, в том числе на должности мировых судей - 700.
Не рекомендовано на судейские должности 746 кандидатов, в том числе 77 кандидатов на должности мировых судей.
Не прошли по конкурсу 568 кандидатов, в том числе 68 на должности мировых судей.
ККС последовательно повышали требования к кандидатам на должности мировых судей, что видно из конкретного примера.
Заключением ККС г. Москвы от 10 сентября 2003 г. В.Д. Никитин не был рекомендован для назначения на вакантную должность мирового судьи.
Решением Московского городского суда от 23 октября 2003 г. В.Д. Никитину отказано в удовлетворении заявления об отмене заключения ККС.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решение Московского городского суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба В.Д. Никитина - без удовлетворения.
В.Д. Никитин сослался на то, что ККС приняла решение (заключение), не основываясь на фактических обстоятельствах, необоснованно сделала вывод о недостаточном у него уровне знаний действующего законодательства, нарушила процедуру рассмотрения, а городской суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.
Не находя оснований к удовлетворению кассационной жалобы, Судебная коллегия в определении привела следующие доводы.
В судебном заседании установлено, что 10 сентября 2003 г. состоялось заседание Квалификационной коллегии судей г. Москвы по вопросу дачи рекомендации на замещение вакантной должности мирового судьи судебного участка N 77 Бутырского района г. Москвы, о чем В.Д. Никитин, подавший заявление, был своевременно извещен.
Вывод суда о том, что это заявление рассмотрено правомочным составом Квалификационной коллегии судей г. Москвы и с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. ст. 9, 10 Положения о квалификационных коллегиях судей, подтвержден доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" право на рассмотрение заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом квалификационного экзамена дать заключение о рекомендации данных лиц на должность судьи или об отказе в такой рекомендации принадлежит квалификационной коллегии судей.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, была допущена опечатка: имеется в виду ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 14 апреля 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", а не Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
В ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 14 апреля 2002 г. N 30-ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливается, что квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных нормативными

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ2004-1284 от 28.09.2004] Заявление о признании недействующим приказа Министерства образования РФ Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 n 1089 возвращено заявителю в связи с неподсудностью Верховному Суду РФ, поскольку оспариваемый приказ по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, так как он не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликован.  »
Общая судебная практика »
Читайте также