ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 48-Г04-13 от 22.09.2004 Обстоятельства законности принятия решений территориальными и участковыми избирательными комиссиями должны быть установлены районным судом, поэтому не могут служить поводом к отмене решения суда доводы кассационной жалобы о том, что областной суд был обязан исследовать в судебном заседании протоколы участковых, территориальных избирательных комиссий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2004 года
Дело N 48-Г04-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2004 года гражданское дело по заявлению политической партии "Российская демократическая партия "Яблоко" о признании незаконными и отмене решений окружной избирательной комиссии по Златоустовскому избирательному округу N 182, по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183 и по Магнитогорскому одномандатному избирательному округу N 185 об установлении итогов голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания четвертого созыва, состоявшимся 7 декабря 2003 года, по названным федеральным избирательным округам, по кассационной жалобе политической партии "Российская демократическая партия "Яблоко" на решение Челябинского областного суда от 13 мая 2004 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
политическая партия "Российская демократическая партия "Яблоко" обратилась в Челябинский областной суд с требованием о признании незаконными и отмене решений окружных избирательных комиссий, нижестоящих территориальных избирательных комиссий об установлении итогов голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, состоявшимся 7 декабря 2003 года, по федеральным избирательным округам на соответствующих территориях Златоустовского одномандатного избирательного округа N 182, Калининского одномандатного избирательного округа N 183 и Магнитогорского избирательного округа N 165, ссылаясь на то, что протоколы N 2 окружных избирательных комиссий основаны на не соответствующих действительности данных, содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий. Установление итогов голосования и составление протоколов N 2 территориальными избирательными комиссиями произведено с нарушениями законодательства, что подтверждается несовпадениями официальных данных, представленных участковыми избирательными комиссиями в территориальные избирательные комиссии, затем территориальными избирательными комиссиями в окружные избирательные комиссии и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Окружные избирательные комиссии не выявили причины расхождений протоколов N 1 и 2 территориальных избирательных комиссий, не проконтролировали правильность осуществления нижестоящими комиссиями проверки контрольных соотношений названных протоколов. При таком положении невозможно выявить действительную волю избирателей.
Заявления в части признания незаконными и отмене решений нижестоящих территориальных избирательных комиссий об установлении итогов голосования судом были возвращены Российской демократической партии "Яблоко".
------------------------------------------------------------------

В документе, видимо, был допущен пропуск текста: имеется в виду "... в требованиях о признании незаконными и отмене решений названных выше окружных избирательных комиссий было отказано. В кассационной жалобе...".
------------------------------------------------------------------
Вышеприведенным решением в требованиях о признании незаконными и отмене решений названных выше окружных избирательных комиссий было в кассационной жалобе Российская демократическая партия "Яблоко" просит об отмене решения, считая его неправильным. Полагает, что суд при рассмотрении дела нарушил нормы процессуального закона, неправильно применил нормы материального права. Окружные избирательные комиссии каких-либо обоснований и доказательств законности оспариваемых решений не представили, суд не исследовал протоколы участковых, территориальных комиссий, ошибочно признал представленные партией документы не имеющими доказательственной силы.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд, рассматривая данное дело, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений процессуального законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 96 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории в избирательном округе в судебном порядке может иметь место в случаях нарушения правил определения результатов выборов и других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Отмена решения о результатах выборов судом в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд правильно исходил из того, что оспариваемые решения и действия названных окружных избирательных комиссий соответствуют действующему избирательному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и пунктом 2 статьи 82 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" итоги голосования на соответствующей территории, округе устанавливаются на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящей комиссией путем суммирования содержащихся в них данных.
Эти требования закона окружными избирательными комиссиями были выполнены. Данными, свидетельствующими о недостоверности протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружные избирательные комиссии, Калининского избирательного округа N 183, Златоустовского избирательного округа N 182 и Магнитогорского избирательного округа N 185 не располагали.
Как усматривается из заявления партии "Яблоко", по ее мнению, установление итогов голосования и составление протоколов N 2 было произведено территориальными избирательными комиссиями в нарушение требований избирательного закона, официальные данные, представленные ими в окружную избирательную комиссию, а затем в ЦИК РФ, не совпадают с данными протоколов участковых избирательных комиссий.
В обоснование заявления партия "Яблоко" ссылалась на то, что решение окружных избирательных комиссий основано на незаконных решениях нижестоящих комиссий, фактически оспаривая решения участковых и территориальных избирательных комиссий. Такие решения в силу положений статьи 26 ГПК РФ, пункта 2 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обжалуются в районный суд, и определениями Челябинского областного суда требования заявителя в этой части не были приняты к производству суда возвращены заявителю.
Обстоятельства законности принятия решений территориальными и участковыми избирательными комиссиями должны быть установлены районным судом, поэтому не могут служить поводом к отмене решения суда доводы кассационной жалобы о том, что областной суд был обязан исследовать в судебном заседании протоколы участковых, территориальных избирательных комиссий.
Суд обоснованно не положил в основу своего решения копии протоколов участковых избирательных комиссий, полученные наблюдателями партии, так как судом было установлено, что они не отвечают требованиям закона, не содержат всех необходимых сведений. Данных о том, что представленные заявителем копии протоколов N 2 участковых избирательных комиссий содержат достоверные сведения, а в подлинные протоколы об итогах голосования внесены недействительные сведения, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что в ходе голосования и подсчета голосов избирателей избирательными комиссиями незаконно были учтены избирательные бюллетени, которые избирателям для голосования по федеральному избирательному округу не выдавались либо выдавались без предъявления открепительных талонов, носят предположительный характер и не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 13 мая 2004 года оставить без изменения, кассационную жалобу политической партии "Российская демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 38-Г04-10 от 22.09.2004] Дела об оспаривании решений территориальных избирательных комиссий подлежат рассмотрению в районных судах.  »
Общая судебная практика »
Читайте также