[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 53-Г04-38 от 01.09.2004] В удовлетворении заявления о признании незаконным решения избирательной комиссии о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога и его возврате отказано, поскольку при злоупотреблении правом на проведение предвыборной агитации избирательный залог не возвращается.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2004 года
Дело N 53-Г04-38
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б. о признании незаконным решения избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 г. о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога и его возврате по кассационной жалобе Управления федерального казначейства по Красноярскому краю на решение Красноярского краевого суда от 12 мая 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей Министерства финансов РФ Кучаева С.А. и ЦИК РФ Бочарова К.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя заявителя Черных А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Б. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 г. о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога и его возврате, ссылаясь на то, что названное решение о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога в сумме 900000 руб., внесенного им как кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 47, не основано на нормах избирательного законодательства. В качестве основания принятия такого решения избирательная комиссия указала факт отмены его регистрации по решению Красноярского краевого суда от 30 ноября 2003 г.
Однако указанные в решении Красноярского краевого суда от 30 ноября 2003 г. условия отмены его регистрации не приводят в соответствии с действующим законодательством о выборах к возникновению основания для перечисления избирательного залога в бюджет.
В дополнительных заявлениях Б. в части возврата избирательного залога свои требования изменил, просит суд обязать Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю возвратить ему избирательный залог в указанной выше сумме, ссылаясь на то, что залог в сумме 900000 руб. в избирательный фонд был внесен им из личных средств, избирательный залог был перечислен избирательной комиссией Красноярского края в федеральный бюджет, избирательный фонд Б. в настоящее время закрыт, в связи с чем обязанность по возврату залога непосредственно заявителю должна быть возложена на Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
Решением Красноярского краевого суда от 12 мая 2004 года постановлено: признать незаконным решение избирательной комиссии Красноярского края N 37/254 от 14 января 2004 г. о перечислении избирательного залога в сумме 900000 руб., внесенного кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 47 Б., в доход федерального бюджета.
Обязать Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю произвести возврат из средств федерального бюджета Б. избирательного залога в сумме 900000 руб., перечисленного по платежному поручению N 4 от 29 января 2004 г. избирательной комиссией Красноярского края в доход федерального бюджета.
В кассационной жалобе ставится вопрос об изменении решения суда в части взыскания суммы залога с Управления федерального казначейства и возложении этой обязанности на избирательную комиссию как администратора названных платежей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 347 ГПК РФ Судебная коллегия в интересах законности проверила решение суда в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что регистрация кандидата в депутаты Государственной Думы Б. была отменена в судебном порядке в связи с нарушением им законодательства РФ об интеллектуальной собственности, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 64, п. 8 ст. 95 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", что не влечет за собой отказ в регистрации кандидата в соответствии с п. 23 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не является основанием для отмены регистрации кандидата по п. 5 ст. 76 этого же Закона и не является основанием для перечисления избирательной комиссией избирательного залога в доход федерального бюджета в соответствии с п. 13 ст. 38 этого же Закона.
Однако суд неправильно истолковал нормы избирательного законодательства.
Решением избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 года внесенный Б. избирательный залог был перечислен в доход федерального бюджета по основаниям, предусмотренным п. 12 ст. 68 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и п. 13 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. п. 8 - 11 ст. 68 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации":
"8. Перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет в случае:
1) внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, политической партией, избирательным блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи;
2) внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов;
3) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением настоящего Федерального закона.
9. В случаях отзыва политической партией, избирательным блоком кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 статьи 52 настоящего Федерального закона), изменения в соответствии с пунктом 9 статьи 39 настоящего Федерального закона избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию политической партией, избирательным блоком, кандидатом соответствующего заявления (уведомления).
10. Если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этих кандидата, политической партии, избирательного блока, выдвинувших этот федеральный список кандидатов, на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.
11. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, политической партией, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд таких кандидата, политической партии, избирательного блока".
Как видно из материалов дела, оснований для возврата избирательного залога в соответствии с вышеназванными нормами не имелось.
Таким образом, избирательная комиссия Красноярского края обоснованно применила непосредственно действующие правила п. 12 ст. 68 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которыми предусмотрено, что в случае, если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пунктами 8 - 11 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.
Других оснований, при которых избирательных залог подлежит возврату в избирательный фонд кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, вышеназванный Закон не содержит.
Более того, в соответствии с п. 13 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 76 настоящего Федерального закона.
Нормами пп. "д" п. 5 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрена отмена регистрации кандидата в депутаты в случае нарушения п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, которым установлен запрет на злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации.
Решением Красноярского краевого суда от 30 ноября 2003 года установлены нарушения Б. в ходе предвыборной агитации законодательства РФ об интеллектуальной собственности, что является злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации.
Таким образом, у избирательной комиссии имелись основания, предусмотренные законом, для перечисления избирательного залога, внесенного кандидатом в депутаты Б., в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным ввиду неправильного применения судом норм материального права, и оно подлежит отмене. С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 12 мая 2004 года отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Б. о признании незаконным решения избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 г. о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога и его возврате отказать.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 6-Г04-14 от 01.09.2004] При подаче документов в избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы РФ кандидат обязан представить достоверные сведения о наличии у него недвижимого имущества и об участии в коммерческих организациях.  »
Общая судебная практика »
Читайте также