[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ04-54 от 24.08.2004] В удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 n 1237, отказано, поскольку оспариваемое положение является нормой, регламентирующей порядок увольнения с военной службы лишь в связи с вынесением в отношении военнослужащего обвинительного приговора, что полностью соответствует действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего - судьи Верховного Суда РФ полковника юстиции Шалякина А.С., при секретаре майоре юстиции Пилипчуке А.А., с участием старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Пайгина Р.Х., представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны РФ полковника юстиции Полябина О.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С. о признании противоречащим пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пункта 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года,
установил:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает законность п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года.
Заявитель указывает, что согласно п. 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности, а в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.
В соответствии с п. 11 ст. 38 указанного Федерального закона военнослужащий, в отношении которого возбуждено уголовное дело, также не подлежит исключению из списков личного состава части до принятия решения по уголовному делу.
Однако, по мнению заявителя, согласно пункту 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, в отношении которого по уголовному делу принято решение в виде вступившего в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы без лишения воинского звания, подлежит увольнению с военной службы по пп. "е" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Таким образом, как полагает заявитель, из изложенного следует, что продолжительность военной службы военнослужащего, в отношении которого по уголовному делу принято решение в виде приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы без лишения воинского звания, согласно п. 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года исчисляется со дня принятия по уголовному делу окончательного решения, а согласно пункту 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы - со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Между тем, отмечает заявитель, день вступления в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы и день начала отбывания наказания в виде лишения свободы не только не совпадают, но и имеют между собой значительный временной разрыв.
Так, в связи с возбуждением против него уголовного дела, приказом командующего войсками военного округа он с 5 января 1995 года, в соответствии с п. 4 ст. 42 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проходил военную службу не на воинской должности.
Приговором военного суда от 11 июля 1998 года ему было назначено наказание в виде лишения свободы с указанием дня начала отбытия наказания 13 июля 1995 года. Приговор вступил в законную силу 22 марта 2000 года.
15 апреля 2000 года он, С., был уволен с военной службы по пп. "е" п. 1 ст. 51 данного Федерального закона, с указанием в приказе, согласно п. 27 ст. 34 оспариваемого Положения, дня увольнения - 13 июня 1995 года, в следствие чего общая продолжительность его военной службы была уменьшена на 4 года 9 месяцев.
В этом С. усматривает противоречие между указанными правовыми актами, что, по его мнению, повлекло нарушение его прав, гарантированных Федеральным законом, и просит п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года, отменить.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по его заявлению, С. в суд не прибыл и просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Полябин О.Э. требования заявителя не признал и пояснил, что в соответствии с пп. "е" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы, подлежит увольнению с военной службы.
При этом п. 1 ст. 50 Закона содержит отсылочную норму, определяющую, что увольнение военнослужащих с военной службы по любому из оснований, перечисленных в ст. 51, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Следовательно, никакой речи о противоречии норм Положения, определяющих порядок увольнения с военной службы, Закону быть не может.
Согласно п. 27 ст. 34 Положения военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, увольняется с военной службы со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Заявитель был заключен под стражу 13 июня 1995 года, а впоследствии осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев с зачетом времени предварительного заключения. В части лишения свободы кассационной инстанцией приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу. Таким образом, заявитель с 13 июня 1995 года фактически не исполнял никаких обязанностей военной службы, что явилось следствием виновно совершенного им общественно опасного деяния - преступления. Именно 13 июня 1995 года и указано в приговорах судов первой и кассационной инстанций как день начала отбывания наказания.
С учетом вышеизложенного должностными лицами Министерства обороны РФ обоснованно было принято решение об увольнении заявителя с военной службы по пп. "е" п. 1 ст. 51 Закона с 13 июня 1995 года.
Более того, считает представитель ответчиков Полябин О.Э. норма п. 27 ст. 34 Положения не может противоречить п. 4 ст. 42 Закона еще и потому, что п. 4 ст. 42 Закона устанавливает лишь случаи и максимальные сроки возможного прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях. Следовательно, ни к порядку увольнения с военной службы в целом, ни к его неотъемлемой составной части - определению дня увольнения с военной службы конкретного военнослужащего по соответствующему основанию, п. 4 ст. 42 Закона никакого отношения не имеет.
Таким образом, оспариваемый заявителем п. 27 ст. 34 Положения не противоречит ни п. 4 ст. 42 Закона, ни каким-либо иным нормам действующего законодательства и не нарушает его права.
Заслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Полябина О.Э., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования С. удовлетворению не подлежат.
Как усматривается из содержания п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года, военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника), нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу, а также в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
В п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года сказано, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится под следствием.
Согласно п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Под принятием решения по смыслу ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года следует понимать как постановление обвинительного или оправдательного приговора, так и прекращение уголовного дела по основаниям, изложенным в ст. 24 УПК РФ.
При этом п. 1 ст. 50 Закона определяет, что увольнение военнослужащих с военной службы по любому основанию, указанному в ст. 51 этого же Закона, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
К тому же п. 4 ст. 42 Закона устанавливает лишь случаи и максимальные сроки возможного прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях, и к порядку увольнения с военной службы в целом и к его неотъемлемой части - определению дня увольнения с военной службы конкретного военнослужащего по соответствующему основанию данная норма Закона отношения не имеет.
Таким образом, ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы является конкретизирующей нормой, регламентирующей порядок увольнения с военной службы военнослужащего лишь в связи с вынесением в отношении его обвинительного приговора, и полностью соответствует требованиям Конституции Российской Федерации и иным нормам действующего законодательства, и не нарушает прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы С. о признании противоречащим пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пункта 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года, отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда РФ
А.С.ШАЛЯКИН

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ04-77 от 24.08.2004] В удовлетворении жалобы о признании не соответствующим законодательству абзаца 2 пункта 3 Указа Президента РФ О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации от 11.03.2003 n 308 отказано, поскольку оспариваемый Указ не противоречит ни Федеральному закону О воинской обязанности и военной службе, ни каким-либо иным нормам действующего законодательства, а Президент РФ при издании Указа действовал в пределах своих полномочий.  »
Общая судебная практика »
Читайте также