[ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (В. Анохин, Хозяйство и право n 8, 2004 г.)] (Хозяйство и право, 2004, n 8) Вопросы оспаривания решений административных органов о привлечении к административной ответственности предпринимателей

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ <*>
---------------------------------
<*> По материалам Арбитражного суда Воронежской области и Федерального арбитражного суда Центрального округа.
В основе спора из административных правоотношений лежит публичный интерес - это публичный спор о правах и обязанностях сторон, тогда как споры из гражданских правоотношений в основе своей имеют частный интерес - это всегда частноправовые споры между равными участниками гражданского оборота.
Компетенция арбитражных судов в сфере административных и иных публичных правоотношений определена ст. 29 АПК РФ. В ней концептуально предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Другим, не менее важным критерием отнесения споров из административных правоотношений к подведомственности арбитражных судов является условие о затрагивании или нарушении прав и законных интересов субъектов административных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решениями государственных органов и их должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Дела, фактически связанные с обжалованием постановлений по делам об административных правонарушениях, и ранее рассматривались арбитражными судами, но рассмотрение их осуществлялось в порядке искового производства, как оспаривание ненормативных правовых актов государственных органов с учетом существовавших для этого особенностей. Теперь же эта категория дел выделена в АПК РФ особо и к исковому производству не относится, хотя рассматриваются они по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных главой 25 АПК РФ и федеральным законом об административных правонарушениях. В частности, производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявления соответствующих органов и должностных лиц, а не исковых заявлений; сторона, по инициативе которой возбуждается арбитражное дело, именуется не истцом, а заявителем.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <*> арбитражным судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается наименования категорий дел (параграф 2 главы 25), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 6 ст. 211 АПК РФ), порядка исполнения судебных актов арбитражных судов (раздел VII АПК РФ).
---------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ, 2003, N 3, с. 24 - 30.
Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности закреплены в ст. ст. 207 - 211 АПК РФ, среди которых можно выделить следующие.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагается текст оспариваемого решения.
Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в установленных порядке и размере.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых нормами КоАП РФ или законов субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При отправлении правосудия вообще и по данной категории дел в частности действует принцип презумпции невиновности. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ презумпция невиновности в административных отношениях означает следующее.
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу судебным актом, постановлением органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Именно эти положения - главная особенность данной категории дел, и они должны учитываться в первую очередь.
1. Принятие постановления об административном правонарушении при отсутствии вины лица, привлеченного к административной ответственности, является основанием для признания вынесенного постановления незаконным и его отмены.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Так, индивидуальный предприниматель Г. был привлечен к административной ответственности на основании постановления МИМНС РФ по области за неприменение контрольно-кассовой машины при продаже товара покупателю.
Как показали материалы дела, рассмотренного арбитражным судом, неприменение контрольно-кассовой машины было допущено не предпринимателем Г., а продавцом П. Суд признал постановление о привлечении Г. к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене.
2. Принятие постановления по неполно выясненным обстоятельствам дела при отсутствии вины лица, привлеченного к административной ответственности, является основанием для признания вынесенного постановления незаконным и его отмены.
3. Нарушения при составлении протокола об административном правонарушении являются основанием для признания вынесенного постановления незаконным и подлежащим отмене.
Согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 28.5 при необходимости проведения административного расследования протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Так, арбитражный суд признал незаконным и подлежащим отмене постановление государственного санитарного врача о привлечении к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ по следующим основаниям. Протокол об административном правонарушении датирован не тем числом, когда он был фактически оформлен.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны содержаться сведения о том, что при его составлении субъекту административного правонарушения, а также иным участникам производства по делу разъяснялись их права и обязанности. Протокол должен содержать описание события административного правонарушения со ссылкой на конкретную статью КоАП РФ.
Однако в нарушение КоАП РФ все подписи в протоколе, в том числе в графе о разъяснении прав, учинены более поздним числом, а не в день проверки и не в тот день, в который протокол фактически оформлен. Кроме того, протокол содержит противоречивые сведения о квалификации административного правонарушения: не везде указана конкретная часть ст. 14.4 КоАП РФ, что лишает протокол доказательственной силы.
4. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении среди прочих сведений должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.
Арбитражный суд признал незаконным и подлежащим отмене постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ по следующим основаниям.
По делу об административном правонарушении подлежит выяснению в первую очередь наличие события административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется, в частности, временем и местом совершения деяния (ст. 26.1 КоАП РФ).
Как следует из ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в числе других сведений должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения. Однако из текста протокола, имеющегося в деле, не представляется возможным установить время и место совершения административного правонарушения.
5. Факт совершения административного правонарушения подтверждается, в частности, протоколом, который должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Арбитражный суд признал незаконным постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, данное постановление было принято в связи с постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Иные доказательства, подтверждающие вину предпринимателя, отсутствуют. Следовательно, в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ административный орган не выяснил обстоятельства по делу об административном правонарушении.
Основание для вынесения постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности является незаконным, так как ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ не предоставляет права прокурору возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Протокол в данном случае не составлялся, что является грубым нарушением административного производства, а представленные материалы не являются доказательством совершения административного правонарушения.
6. В постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана соответствующая статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения (п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Это требование не всегда исполняется административными органами, должностными лицами. Так, арбитражный суд признал незаконным и подлежащим отмене постановление о наложении административного взыскания в связи с тем, что в нем отсутствуют сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ: ссылка на норму административного законодательства (то есть нет указания на состав правонарушения), а также мотивированное решение по делу.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, может быть

[ПРИКАЗ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ n 111 от 23.07.2004] О создании Совета Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам обеспечения комплексной безопасности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента  »
Общая судебная практика »
Читайте также