[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 22-Г04-8 от 21.07.2004] Решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий обжалуются в районные суды.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2004 года
Дело N 22-Г04-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Маслова А.М.,
Емышевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Российской демократической партии "Яблоко" на определение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 7 апреля 2004 г., которым выделены в отдельное производство требования Российской демократической партии "Яблоко" к нижестоящим территориальным избирательным комиссиям о признании незаконными и отмене решений указанных комиссий об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по федеральному избирательному округу на соответствующих территориях Северо-Осетинского одномандатного избирательного округа N 22 и в этой части дело направлено по подсудности на рассмотрение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО - Алания. Производство по делу в части заявленных требований о признании незаконным и отмене решения Центральной (окружной) избирательной комиссии РСО - Алания об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по федеральному избирательному округу приостановлено до рассмотрения в районном суде выделенных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации A.M. Маслова, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
председатель Российской демократической партии "Яблоко" обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с требованием о признании незаконными и отмене решения Северо-Осетинской окружной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания по одномандатному округу N 22 и решений нижестоящих территориальных комиссий об установлении итогов голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, проведенным 7 декабря 2003 года.
Верховным Судом Республики Северная Осетия - Алания вынесено указанное выше определение.
Заместитель председателя Российской демократической партии "Яблоко" подал частную жалобу, в которой просит определение отменить как незаконное и передать вопрос на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания ссылаясь на неправильное применение судом ст. 75 п. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", необоснованность выводов и немотивированность определения.
Обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены определения.
Позиция суда основана на том, что жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий подсудны районному суду, и постановил направить дело в этой части на рассмотрение Промышленного районного суда г. Владикавказа. Поскольку до рассмотрения данных требований районным судом невозможно рассмотреть жалобу на решение Центральной (окружной) избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания, производство в этой части приостановил.
Выводы суда являются правильными и доводами частной жалобы не опровергаются.
В соответствии с п. 2 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Таким образом, жалобы на решения, действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий подсудны районному суду. Не изменяет этого порядка и пункт 4 той же статьи, устанавливающий, что решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи.
Приведенные правила подсудности отвечают требованиям пункта 4 части 1 ст. 26 и ст. 24 ГПК РФ.
Утверждение в кассационной жалобе об обязанности Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания рассмотреть в одном производстве жалобу на решение Центральной (окружной) избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания и на решения территориальных избирательных комиссий не основано на приведенных нормах. Положение п. 4 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о том, что суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, соответствующей комиссии референдума, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов, референдума не изменяет правил подсудности.
Статьей 47 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан, государственных органов и должностных лиц на рассмотрение их дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Кроме того, согласно заявлению вопрос об отмене решения Центральной (окружной) избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания поставлен лишь на том основании, что в протокол N 2 окружной избирательной комиссии внесены не соответствующие действительности данные, содержащиеся в протоколах N 2 территориальных избирательных комиссий, то есть обоснованность или необоснованность решения ОИК может быть определена путем судебной проверки решений ТИК.
Выделение упомянутых требований в отдельное производство и приостановление в остальной части производства по делу произведены судом в соответствии со ст. ст. 33, 151 и 215 ГПК РФ. Выводы суда мотивированы.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы частной жалобы убедительными, влекущими отмену определения суда, постановленного в соответствии с требованиями процессуального права.
Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 7 апреля 2004 г. оставить без изменения, а частную жалобу Российской демократической партии "Яблоко" - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 4-Г04-25 от 21.07.2004.] Дела об оспаривании решений территориальных избирательных комиссий подлежат рассмотрению в районных судах.  »
Общая судебная практика »
Читайте также