ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 60-Г04-9 от 30.06.2004 Если представительный орган местного самоуправления, а также территориальная избирательная комиссия муниципального образования не назначат в установленный срок выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, а также если территориальная избирательная комиссия муниципального образования отсутствует или не будет правомочна либо не может быть сформирована в установленном порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 года
Дело N 60-Г04-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Манохиной Г.В.,
Пирожкова В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании от 30 июня 2004 года гражданское дело по заявлению Л. и Р. о назначении даты выборов главы территориальной администрации - Елизовской городской администрации по кассационной жалобе главы Елизовского районного муниципального образования П. на решение Камчатского областного суда от 27 апреля 2004 года, которым требования удовлетворены. Назначена дата проведения выборов главы территориальной администрации - Елизовской городской администрации на воскресенье 11 июля 2004 года. Определен срок полномочий главы территориальной администрации равным 4 года. Поручено избирательной комиссии Камчатской области сформировать временную избирательную комиссию для подготовки проведения выборов главы Елизовской городской администрации. Решение обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителя главы Елизовской районной администрации Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Р., представителя Елизовской районной Думы Д., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Л. и Р. обратились в Камчатский областной суд с заявлением о назначении даты выборов главы Елизовской городской администрации на 11 июня 2004 года, установлении порядка их проведения в соответствии с Законом Камчатской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Камчатской области". Просили поручить организацию и проведение выборов избирательной комиссии Камчатской области.
В подтверждение требований указали, что Уставом Елизовского районного муниципального образования, вступившим в действие 9 февраля 1999 года, предусмотрена выборная должность территориального исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - главы Елизовской городской администрации. Однако выборы названного выборного должностного лица в Елизовском районном муниципальном образовании не назначались. Прокурором г. Елизово ставился вопрос о возложении полномочий Елизовской городской администрации на Елизовскую районную администрацию либо о назначении даты выборов главы Елизовской городской администрации, но он до настоящего времени не разрешен. Таким образом, по мнению заявителей, нарушены их избирательные права - избирать и быть избранными в органы местного самоуправления Елизовского районного муниципального образования.
Представители избирательной комиссии Камчатской области, Елизовской районной администрации и главы Елизовской районной администрации с заявленными требованиями не согласились, полагая, что они не основаны на законе.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: абзац приведен в соответствии с оригиналом.
------------------------------------------------------------------
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел существенных по делу обстоятельств, в частности того, что в настоящее время границы г. Елизова не определены, исследованные судом документы не подтверждают обоснованность вывода суда об определенности черты г. Елизово.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Разрешая данное дело, суд правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, правильно применил нормы материального и процессуального законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июня 1996 года N 65-ФЗ) этот Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, если в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В силу п. 6 статьи 3 названного Федерального закона дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных в уставе муниципального образования, по заявлению прокурора или жалобе гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалобам общественных объединений их региональных и местных отделений назначает суд в случаях, если в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (пункт 1 этой статьи).
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (пункт 2 этой статьи).
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (пункт 6 ст. 14).
Судом установлено, что статьей 26 устава Елизовского районного муниципального образования предусмотрено, какие органы местного самоуправления действуют на территории этого муниципального образования. В систему органов местного самоуправления, действующих на территории Елизовского районного муниципального образования, включены территориальные исполнительно-распорядительные органы административно-территориальных единиц. В том числе Елизовская городская администрация.
В соответствии со статьей 56 устава Елизовского районного муниципального образования выборным должностным лицом, возглавляющим исполнительно-распорядительный орган на соответствующей территории, является глава территориальной администрации, который избирается населением соответствующей территории на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в порядке, установленном федеральными законами и законами Камчатской области.
Поскольку до настоящего времени выборы главы Елизовской городской администрации не состоялись, суд с учетом положений пункта 2 статьи 10 указанного Федерального закона правильно назначил выборы на воскресенье 11 июля 2004 года.
Удовлетворяя требования заявителей, суд обоснованно сослался на пункт 5 статьи 10 Закона Камчатской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Камчатской области" от 30 августа 1999 года N 56, согласно которому, если представительный орган местного самоуправления, а также территориальная избирательная комиссия муниципального образования не назначат в установленный срок выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также если территориальная избирательная комиссия муниципального образования отсутствует или не будет правомочна либо не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия муниципального образования, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов избирательной комиссией Камчатской области в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленной статьей 14 настоящего Закона, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что до настоящего времени границы г. Елизово не определены и исследованными судом документами не подтверждается обоснованность выводов суда об определенности черты г. Елизово, неосновательны. Судом первой инстанции тщательно проверялось это обстоятельство, но не нашло своего подтверждения.
Решением Малого Совета Елизовского городского совета народных депутатов "Об утверждении проекта уточнения черты г. Елизово" от 21 сентября 1993 года N 146, постановлением главы администрации Елизовского района Камчатской области "Об утверждении черты города Елизово" от 30 декабря 1993 года N 168, постановлением главы администрации Камчатской области от 1 августа 1994 года N 110 "Об утверждении проектов уточнения черты городов Елизово и Ключи" подтверждается, что границы г. Елизово установлены.
Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права.
В связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ применяется в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (п. 9 ст. 86).
Примененные судом положения Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ не противоречат положениям главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года.
Согласно п. 1 ст. 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу настоящей главы (12), проводятся в сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований, за исключением случаев изменения границ муниципального образования и преобразования муниципальных образований. Ситуация, сложившаяся в Елизовском муниципальном образовании, не подпадает под случаи, указанные в статье 84 названного Федерального закона, поэтому, разрешая дело, суд правильно исходил из положений Федерального закона от 26 ноября 1996 года и Устава Елизовского муниципального образования.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что проведение выборов главы администрации г. Елизово суду следовало совместить с выборами губернатора Камчатской области для экономии бюджетных средств, не может служить поводом к отмене решения, поскольку, как правильно указал суд в решении, дата выборов губернатора Камчатской области не установлена.
Не свидетельствует о незаконности решения суда и ссылка в кассационной жалобе на то, что голосование на выборах назначено судом на 11 июля 2004 года, в то время как в этот день отмечается ежегодный праздник "День рыбака".
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допускается назначение голосования на предпраздничные и нерабочие праздничные дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
Перечень нерабочих праздничных дней дан в статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации, праздник "День рыбака", отмечаемый ежегодно каждое второе воскресенье июля, не включен в этот перечень.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского областного суда от 27 апреля 2004 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Елизовского районного муниципального образования П. - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 6-Г04-10 от 30.06.2004] В удовлетворении заявления о признании незаконными решения избирательной комиссии и протокола о результатах выборов отказано правомерно, поскольку допущенные в ходе выборов отдельные нарушения избирательного законодательства не могут быть отнесены к нарушениям, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, и не являются основанием к отмене решения избирательной комиссии.  »
Общая судебная практика »
Читайте также