[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 26-Г04-2 от 16.06.2004] В удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии Республики Ингушетия о результатах выборов депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия отказано правомерно, поскольку нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2004 года
Дело N 26-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 16 июня 2004 года дело по кассационной жалобе избирательного объединения "Ингушское региональное отделение Российской партии мира" на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 2 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя избирательного объединения "Ингушское региональное отделение Российской партии мира" Местоева Я.А., поддержавшего доводы жалобы, председателя избирательной комиссии Республики Ингушетия Костоева К.Б., представителя этой избирательной комиссии Евлоева М.Х., возражавших против жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
избирательное объединение "Ингушское региональное отделение Российской партии мира" обратилось в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии Республики Ингушетия о результатах выборов депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия по единому избирательному округу в связи с фальсификацией итогов выборов участковыми избирательными комиссиями.
Фальсификация итогов выборов, по мнению заявителя, заключается в том, что сведения, содержащиеся в итоговых протоколах участковых избирательных комиссий, расходятся с данными протоколов, выданных наблюдателям, не совпадает количество проголосовавших избирателей по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и по выборам в Народное Собрание Республики Ингушетия, проходившим в один день.
Указанным решением Верховного Суда Республики Ингушетия в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе избирательное объединение просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов при установлении таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Таких нарушений судом не установлено.
Следовательно, не имеется и оснований для отмены решений избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов.
Тем не менее судом проверялись доводы заявителя о том, что сведения, содержащиеся в итоговых протоколах участковых избирательных комиссий, не соответствуют сведениям, содержащимся в протоколах, выданных наблюдателям. Такие обстоятельства действительно имели место на некоторых избирательных участках.
Однако суд установил, что в нарушение положений п. 26 ст. 68 федерального избирательного закона копии протоколов выдавались наблюдателям по их просьбе до составления и подписания итогового протокола. Кроме того, сведения в копии протокола вносились самими наблюдателями.
Как пояснили в судебном заседании председатели участковых избирательных комиссий, с тем чтобы ослабить напряжение во время проведения выборов и организовать нормальную работу участковой комиссии, они шли навстречу требованиям наблюдателей и заверяли составленные ими копии протоколов до составления и подписания итогового протокола, в связи с чем могли иметь место расхождения данных, содержащихся в этих протоколах. После составления итогового протокола все члены участковых избирательных комиссий подписывали эти протоколы, не имея возражений по их содержанию.
Что касается несовпадения количества проголосовавших по выборам в Государственную Думу и по выборам в Народное Собрание Республики, то суд установил, что такое несовпадение могло иметь место ввиду того, что законом активным избирательным правом по выборам в указанные законодательные органы наделены разные категории избирателей. Так, в частности, в выборах регионального уровня не могли принимать участие военнослужащие воинских частей, временно дислоцированных в Республике Ингушетия, лица, временно перемещенные из Чеченской Республики, и т.д.
В кассационной жалобе заявитель ссылается и на некоторые другие нарушения избирательного законодательства, допущенные участковыми избирательными комиссиями. Но они также не являются теми нарушениями, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 2 марта 2004 года оставить без изменения, кассационную жалобу избирательного объединения "Ингушское региональное отделение Российской партии мира" - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 15-Г04-6 от 16.06.2004] Дела по заявлениям об обжаловании действий (бездействия) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в частности, на непринятие мер по проверке поступающих заявлений граждан о нарушении избирательного законодательства, подсудны районным судам.  »
Общая судебная практика »
Читайте также