[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА n А25-467/04-9 от 15.06.2004] В удовлетворении заявления о признании недействующим решения Черкесской городской Думы Об экономической оценке земель г. Черкесска по зонам градостроительной ценности в 2000 году от 27.01.2000 n 11 отказано, поскольку оспариваемый нормативный акт был принят в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления и официально опубликован.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ <*>
от 15 июня 2004 года
Дело N А25-467/04-9
---------------------------------
<*> С исправлениями, внесенными определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.06.04.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Бака Л.И. и Паймаковой Л.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Совета депутатов Черкесского городского муниципального образования - Половина Е.В. (доверенность от 12.03.04), Киселевой А.О. (доверенность от 12.03.04), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский", надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу Совета депутатов Черкесского городского муниципального образования на решение от 9 апреля 2004 года (судьи Хутов Т.П., Семенов М.У., Шишканов Д.Г.) Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-467/04-9, установил следующее.
ООО "Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский" (далее - птицекомбинат) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействующим с момента издания решения Черкесской городской Думы от 27 января 2000 года N 11 "Об экономической оценке земель г. Черкесска по зонам градостроительной ценности в 2000 году", которым установлены ставки земельного налога на 2000 год.
Правопреемником Черкесской городской Думы является Совет депутатов Черкесского городского муниципального образования, привлеченный для участия в деле.
Решением от 9 апреля 2004 года суд признал недействующим и не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации оспариваемое решение Черкесской городской Думы.
Решение мотивировано тем, что нормативный акт органа местного самоуправления не был опубликован для всеобщего сведения и на основании пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не подлежит применению с момента его принятия.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился Совет депутатов Черкесского городского муниципального образования с кассационной жалобой на решение от 9 апреля 2004 года, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. При этом представительный орган местного самоуправления отмечает, что все свои решения и приложения к ним обнародует на специальных стендах администрации города Черкесска, публикует в республиканских газетах, доводит до всеобщего сведения по телевидению и радио, заявителю в апреле 2000 года было известно о решении от 27.01.2000 N 11, что подтверждается расчетом земельного налога на 2000 год, поданным в налоговую инспекцию 12 апреля 2000 года и исчисленным с применением ставок, установленных оспариваемым решением.
Птицекомбинат представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Совета депутатов Черкесского городского муниципального образования поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Совета депутатов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что на основании решения N 11 "Об экономической оценке земель г. Черкесска по зонам градостроительной ценности в 2000 году", принятого 27 января 2000 года Черкесской городской Думой, были установлены с 01.01.2000 границы оценочных зон на территории г. Черкесска и дифференцированные ставки земельного налога.
Считая данное решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Согласно пункту 1 статьи 27, статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в случаях, предусмотренных федеральным законом, дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано: если суд установит, что оспариваемый акт государственного органа, местного самоуправления не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
При этом под актом понимаются действия (бездействие) должностного лица государственного органа, а также документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия. Форма акта соответствующего государственного органа определяется законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 6 данного Постановления основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Аналогичное положение установлено частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несоответствие акта закону охватывает неправильное толкование или применение закона при принятии акта, издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия и другие нарушения. В приведенном пункте Постановления Пленумов подчеркнута необходимость наличия одновременно двух условий.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 названной статьи конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
Оспариваемым решением Черкесской городской Думы были установлены ставки земельного налога на территории города Черкесска в зависимости от социально-экономического зонирования территории города для 6-й зоны градостроительной ценности, к которой отнесен земельный участок заявителя, установлена ставка земельного налога в размере 1 рубля 1 копейки за кв. м.
Решение Черкесской городской Думы от 27 января 2000 года N 11 "Об экономической оценке земель г. Черкесска по зонам градостроительной ценности в 2000 году" принято в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение.
Доказательства, свидетельствующие, что оспариваемый нормативный акт не соответствует закону или иным правовым актам, ограничивает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, не представлены.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания решения Черкесской городской Думы от 27 января 2000 года N 11 "Об экономической оценке земель г. Черкесска по зонам градостроительной ценности в 2000 году" недействующим, как не соответствующее Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В данном случае требование официального опубликования для всеобщего сведения предусматривает два обязательных положения: непосредственное опубликование акта, то есть помещение его полного текста в официальное издание, и обнародование акта, реальное доведение его до всеобщего сведения.
Сочетание указанных фактов является достаточным условием для применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Данное положение подтверждается статьей 8 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
Опубликование нормативного акта относится к определению момента вступления в силу последнего.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 9 апреля 2004 года Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-467/04-9 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Агроптицепредприятие "Черкесское" отказать.
Признать решение Черкесской городской Думы от 27 января 2000 года "Об экономической оценке земель г. Черкесска по зонам градостроительной ценности в 2000 году" соответствующим Федеральному закону от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.И.БАКА
Л.В.ПАЙМАКОВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС04-234 от 15.06.2004 В принятии заявления о признании недействующим абз. 3 п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 n 828 Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации отказано правомерно, так как оспариваемая заявителем норма не устанавливает сроки действия паспортов, не изменяет, не прекращает и не создает для заявителя каких-либо прав и обязанностей, не затрагивает его свобод и охраняемых законом интересов.  »
Общая судебная практика »
Читайте также