[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ04-37 от 20.05.2004] В удовлетворении заявления о признании недействующей Инструкции, утвержденной Приказом Директора Федеральной пограничной службы РФ от 02.02.2001 n 60 (в ред. Приказа ФПС РФ от 24.01.2002 n 58) О санаторно-курортном обеспечении в Пограничной службе Российской Федерации отказано, поскольку оспариваемый нормативный акт не противоречит положениям Федерального закона О статусе военнослужащих и Постановлению Правительства РФ n 160 от 25.02.2000 о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим.

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-37
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре -
старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В.,
с участием представителей
ответчика - Директора Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации
полковника юстиции Климова А.Г.,
майора юстиции Пыпко Н.В.
и капитана юстиции Чарыева М.Р.,
старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
подполковника юстиции Пайгина Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Паскарь Сергея Викторовича о признании недействующей Инструкции о порядке предоставления путевок в лечебно-оздоровительные учреждения Пограничной службы Российской Федерации военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей, утвержденной Приказом Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 2 февраля 2001 года N 60 (в ред. Приказа ФПС РФ от 24.01.2002 N 58) "О санаторно-курортном обеспечении в Пограничной службе Российской Федерации",
установила:
Паскарь С.В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просит признать недействующей указанную Инструкцию. При этом заявитель указывает, что она противоречит Закону РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", так как определяет выплату денежной компенсации в размере средней стоимости, а не стоимости путевки в лечебно-оздоровительные учреждения.
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемая Инструкция противоречит и ст. 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку распространяет свое действие на лиц, выполнявших задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, а не на военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях.
Паскарь С.В. утверждает, что указанный нормативный правовой акт нарушает права военнослужащих, поскольку им установлен меньший, чем предусмотрен законом, размер указанной денежной компенсации.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - правопреемника Пограничной службы Российской Федерации Климов А.Г., Пыпко Н.В. и Чарыев М.Р. возражали против удовлетворения заявления Паскарь С.В., указав, что Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные льготы и компенсации для военнослужащих, выполняющих (выполнявших) различные задачи, в том числе задачи, связанные с обеспечением правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона. Приказ Директора ФПС РФ от 2 февраля 2001 года N 60 издан в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 160. Что же касается выплат компенсаций в размере стоимости путевок лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающей к ней территории Северного Кавказа, то их порядок регулируется Приказом ФПС РФ от 29 апреля 1998 года N 207.
Выслушав представителей Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Климова А.Г., Пыпко Н.В. и Чарыева М.Р., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Пайгина Р.Х., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление Паскарь С.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года Правительством Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и дополнительные выплаты военнослужащим, которые не предусмотрены настоящим Законом.
В соответствии с данной нормой закона Правительство Российской Федерации Постановлением N 160 от 25 февраля 2000 года утвердило Положение о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей.
Согласно пункту 6 указанного Положения в случае непредоставления военнослужащим путевок (в связи с их отсутствием или необращением за получением) денежная компенсация в размере средней стоимости путевки в лечебно-оздоровительные учреждения выдается органами, выплачивающими денежное содержание. А в пункте 9 Положения определено, что средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти исходя из действующих цен на путевки в лечебно-оздоровительные учреждения.
Инструкция о порядке предоставления путевок в лечебно-оздоровительные учреждения Пограничной службы Российской Федерации военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей издана в соответствии с указанными выше нормативными актами, утверждена Приказом Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 2 февраля 2001 года N 60 "О санаторно-курортном обеспечении в Пограничной службе Российской Федерации".
Данный Приказ и Инструкция зарегистрированы в Минюсте РФ 12 марта 2001 года N 2605.
Оспариваемая Инструкция (п. п. 3 и 5) содержит нормы, аналогичные указанному выше Положению, уточняя, что военнослужащим Пограничной службы Российской Федерации, выполнявшим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей средняя стоимость путевки для выплаты рассматриваемой денежной компенсации определяется Военно-медицинским управлением ФПС России и утверждается Директором ФПС России.
Таким образом, Инструкция устанавливает тот же круг лиц, имеющих право на получение денежной компенсации, что и Положение, и называет орган военного управления, определяющий размер выплаты указанной денежной компенсации в пограничных войсках, в точном соответствии с данным Положением.
Что же касается предоставления военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевок в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти или денежной компенсации в размере стоимости путевки, то эти вопросы регулируются иными нормативно-правовыми актами: Законом Российской Федерации N 4328-1 от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и Приказом Директора ФПС РФ от 29 апреля 1998 года N 207 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Федеральной пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что нормы Инструкции, оспариваемые заявителем, не противоречат положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановлению Правительства РФ N 160 от 25 февраля 2000 года, и по указанным в заявлении Паскарь С.В. основаниям оспариваемая им Инструкция недействующей признана быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Паскарь Сергею Викторовичу в признании недействующей Инструкции о порядке предоставления путевок в лечебно-оздоровительные учреждения Пограничной службы Российской Федерации военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей, утвержденной Приказом Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 2 февраля 2001 года N 60 (в ред. Приказа ФПС РФ от 24.01.2002 N 58) "О санаторно-курортном обеспечении в Пограничной службе Российской Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК

[ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ] Обзор по делам, рассмотренным судами с участием присяжных заседателей в 2003 году.  »
Общая судебная практика »
Читайте также