[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ04-42 от 20.05.2004] В удовлетворении жалобы о признании незаконными и недействующими пункта 24 Примерных правил, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 n 335, а также пункта 19 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 n 193, отказано, поскольку оспариваемые заявителем нормы не противоречат Федеральному закону О статусе военнослужащих, а также нормам Жилищного кодекса РСФСР о составлении отдельных списков из лиц, обладающих равными льготами на предоставление жилых помещений.

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-42
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего по делу - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при судебном секретаре майоре Пилипчуке А.А.,
с участием представителя ответчика
от Правительства Российской Федерации Тараскина В.И.,
военного прокурора управления
Главной военной прокуратуры
полковника Белоусова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании незаконными и недействующими пункта 24 "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также пункта 19 "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193,
установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением и считает, что обжалованные им пункты указанных "Примерных правил..." и "Положения о льготах...", в которых предусмотрено первоочередное, но не менее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, обеспечение перечисленных в указанных нормативных актах категорий военнослужащих жилой площадью, что препятствует реализации его права как участника боевых действий на первоочередное получение жилого помещения в г. Сызрани, где он в установленном порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий после увольнения его в 1994 году с действительной военной службы в запас с выслугой свыше 10-ти лет.
Заявитель считает, что п. 24 "Примерных правил..." и п. 19 "Положения о льготах..." не соответствуют ст. 115 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г., ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, а также пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
В связи с этим М. просит признать указанные пункты обжалуемых им нормативных актов незаконными и недействующими с 11 февраля 1993 года, т.е. со дня опубликования Закона РФ от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Судебное заседание проводилось без участия М., который в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства РФ Тараскин В.И., действовавший на основании поручения Правительства РФ N 2655п-ШО от 23 апреля 2004 года и доверенности N 38 от 20 мая 2004 г., против доводов заявителя возражал и просил суд требования М. оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и заключение прокурора, полагавшего жалобу М. признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемые заявителем пункты "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, предусматривают обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава Вооруженных Сил, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в первую очередь. При этом указанными нормативными актами предусмотрено также, что обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на которую ссылается заявитель в обоснование своих требований, Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством Российской Федерации Постановлением N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства". Пункт 8 указанных "Правил" устанавливает, что граждане, уволенные с военной службы, имеют право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списков очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами, а военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что ветераны боевых действий обладают равными правами на получение жилья на льготных условиях. Вопреки утверждению заявителя оспариваемые им правовые нормы не находятся в противоречии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона "О ветеранах".
При этом предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" обуславливает отдельный механизм реализации права ветеранов боевых действий на получение жилья в первую очередь, чему не препятствуют оспариваемые заявителем пункты "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", а также "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей".
Согласно исследованному в суде распоряжению Администрации г. Сызрани от 16 января 2003 г. N 46р М. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий по первоначальной дате постановки на учет с 20 июля 1994 года по общему списку за N 1105а и по списку первоочередников за N 52а как участник боевых действий в Афганистане.
Придя к выводу, что оспариваемые заявителем нормы не противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих" об определении льготной категории граждан, которым жилье предоставляется в трехмесячный срок, а также нормам Жилищного кодекса РСФСР о составлении отдельных списков из лиц, обладающих равными льготами на предоставление жилых помещений, Верховный Суд РФ находит утверждение М. о том, что упомянутые нормы якобы препятствуют в реализации его права как участника боевых действий на первоочередное получение жилого помещения, необоснованным, в связи с чем его жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 - 198, 199, 252 - 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
решил:
в удовлетворении жалобы М. о признании незаконными и недействующими пункта 24 "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также пункта 19 "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Ю.В.ПАРХОМЧУК

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 43-Г04-13 от 19.05.2004] В удовлетворении заявления об оспаривании постановления избирательной комиссии отказано правомерно, поскольку кандидатом при предоставлении в избирательную комиссию агитационного печатного материала были допущены нарушения избирательного законодательства.  »
Общая судебная практика »
Читайте также