[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 47-Г04-7 от 12.05.2004] Субъект Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2004 года
Дело N 47-Г04-7
(извлечение)
Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (далее - Ассоциация) обратилась в суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия (1 октября 2003 г.) ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", устанавливающей, что продажа спиртосодержащей продукции несовершеннолетним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Решением Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 12 мая 2004 г. представление удовлетворила, указав следующее.
Отказывая Ассоциации в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемая заявителем ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" принята Законодательным Собранием области в пределах своих полномочий и не находится в противоречии с федеральными законами.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
Как установлено в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 этой же статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями и дополнениями) не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Аналогичная норма содержится в п. 9 Правил продажи алкогольной продукции (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987, с последующими изменениями).
За нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (кроме нарушений правил розничной торговли, содержащихся в ч. 2 этой же статьи) установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Таким образом, ограничения розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, и меры административной ответственности за нарушение правил розничной продажи спиртосодержащей продукции, в том числе и лицам, не достигшим возраста 18 лет, установлены федеральными законами.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, была допущена опечатка: имеется в виду п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, а не ч. 3 ст. 1.3 КоАП РФ.
------------------------------------------------------------------
Субъект Российской Федерации в нарушение ч. 3 ст. 1.3 КоАП РФ включил в оспариваемый Закон области статью, регламентирующую административную ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение, за нарушение правил и норм, предусмотренных Федеральным законом и Постановлением Правительства Российской Федерации, и урегулированному ст. 14.16 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд необоснованно отверг доводы участвовавшего в деле прокурора о превышении Законодательным Собранием области полномочий при принятии оспариваемой статьи Закона области. При таких обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в удовлетворении предъявленных требований следует признать незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. отменила и вынесла по делу новое решение, которым заявление Ассоциации по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья удовлетворила: признала ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" от 1 октября 2003 г. недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего определения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 81-о04-12 от 12.05.2004] При обвинении лица в совершении нескольких преступлений, из которых хотя бы одно подсудно областному суду, уголовное дело подлежит рассмотрению по существу в областном суде.  »
Общая судебная практика »
Читайте также