[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 46-Г04-2 от 22.04.2004] Период избирательной кампании на дополнительных выборах не должен превышать периоды, указанные в п. 2 ст. 10 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; в пределах этих сроков орган, назначающий выборы, вправе самостоятельно определить конкретную дату дня голосования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2004 года
Дело N 46-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Н., П-ева и Б. на решение избирательной комиссии Самарской области N 52-111 от 19 февраля 2004 г. "О назначении дополнительных выборов депутата Самарской губернской Думы по Советскому одномандатному избирательному округу N 3" по кассационной жалобе избирательной комиссии Самарской области на решение Самарского областного суда от 2 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения Н. на кассационную жалобу, выступление его представителя П-ова об отказе в удовлетворении кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением избирательной комиссии Самарской области N 52-111 от 19.02.2004 назначены дополнительные выборы депутата Самарской губернской Думы по Советскому одномандатному избирательному округу N 3 на 4 июля 2004 года.
Заявители обратились в суд с вышеназванным заявлением и просили признать незаконным решение избирательной комиссии Самарской области от 19.02.2004, отменить решение и обязать избирательную комиссию Самарской области назначить дату выборов депутата Самарской губернской Думы по Советскому одномандатному избирательному округу N 3, ссылаясь на то, что оно постановлено с нарушением п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Период избирательной кампании должен составлять от 80 до 100 дней, т.е. решением избирательной комиссии от 19 февраля 2004 г. выборы могли быть назначены в период с 10 по 30 мая 2004 года. Избирательной комиссией Самарской области незаконно увеличен период избирательной кампании на 33 дня, чем нарушаются права заявителей.
Незаконное продление периода избирательной кампании нарушает права кандидатов в депутаты и права избирателей округа, которые своевременно не могут избрать своего депутата, вынуждены более продолжительный период времени заниматься предвыборной агитацией, тратить дополнительные средства на избирательную кампанию.
Решением Самарского областного суда от 2 марта 2004 года постановлено: заявление Н., П-ева и Б. удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Самарской области N 52-111 от 19.02.2004 "О назначении дополнительных выборов депутата Самарской губернской Думы по Советскому одномандатному избирательному округу N 3".
В остальной части требований заявителям отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 2 ст. 10 названного Федерального закона голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
В силу названного Закона голосование на выборах депутата Самарской губернской Думы должно быть проведено в пределах указанного интервала. Период избирательной кампании на дополнительных выборах не должен превышать периоды, указанные в п. 2 ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В пределах этих рамочных сроков орган, назначающий выборы, вправе самостоятельно определить конкретную дату (воскресенье) дня голосования.
Решением избирательной комиссии Самарской области N 52-111 от 19 февраля 2004 года назначены дополнительные выборы депутата Самарской губернской Думы по Советскому одномандатному избирательному округу N 3 на 4 июля 2004 года, т.е. голосование на выборах назначено через 136 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований заявителей сделан правильно.
Доводы кассационной жалобы не могут быть основаниями к отмене решения суда.
В соответствии с п. 8 ст. 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в избирательном округе назначаются дополнительные выборы. Голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.
Таким образом, эта норма не регулирует порядок и сроки назначения дополнительных выборов.
Период избирательной кампании как на основных, так и на дополнительных выборах в соответствии со ст. 2 п. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" начинается со дня опубликования решения уполномоченного органа о проведении выборов, а день назначения выборов определяется по правилам п. 2 ст. 10 названного Федерального закона.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и переоценке выводов суда, которые, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 2 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу избирательной комиссии Самарской области - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 43-Г04-8 от 22.04.2004] Заявление о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики возвращено правомерно, поскольку данное дело неподсудно Верховному Суду республики.  »
Общая судебная практика »
Читайте также