[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ04-35 от 20.04.2004] В удовлетворении заявления о признании незаконным Перечня, утвержденного Министром обороны РФ 13.02.2002, отказано, поскольку оспариваемый документ не противоречит федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2004 г. N ВКПИ04-35
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Шалякина А.С., при секретаре - майоре юстиции Пилипчуке А.А., с участием представителей ответчика от Министерства обороны РФ полковника С., полковника С. и служащей М., представителя Главной военной прокуратуры - старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению старшего прапорщика Б. о признании незаконным Перечня воинских должностей командиров воинских частей и воинских подразделений, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими частями и воинскими подразделениями в порядке и размерах, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 13 февраля 2002 года (далее по тексту - Перечень),
установил:
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, была допущена опечатка: Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" N 1509 издан 29.12.2001, а не 29.12.2002.
------------------------------------------------------------------
Б. обратился в суд с указанными требованиями, утверждая, что в связи с отсутствием в Перечне должности старшины отдельной роты охраны, которую он занимает и имеет в подчинении 9 сержантов и 35 матросов, нарушено его право на ежемесячную надбавку за командование подразделением, предусмотренное Указом Президента РФ от 29 декабря 2002 года "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и приказом Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по его заявлению Б. в суд не прибыл и просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
В судебном заседании представители Министра обороны РФ С., С. и М. требования заявителя не признали и пояснили, что обжалуемый Перечень был составлен с учетом предложений заместителей Министра обороны РФ, главнокомандующих видами и командующих родами войск, начальников главных и центральных управлений и по согласованию с главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, в пределах предоставленных Министру обороны РФ прав и имеющегося резерва ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. При этом права заявителя нарушены не были, поскольку Б. является старшиной роты и к категории командиров воинских частей и подразделений, для которых установлена указанная ежемесячная надбавка, не относится.
Заслушав объяснение представителей ответчика С., полковника С. и служащей М., исследовав письменные доказательства и заключение прокурора полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд РФ находит, что заявление Б. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в п. 10 ст. 13 установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а также в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцировано в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству Российской Федерации было поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить размеры и порядок выплаты указанным военнослужащим ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, имея в виду, что размер этой надбавки устанавливается в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" установило с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.
Перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, Правительство РФ предложило определять руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определив источник финансирования данных расходов за счет средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны Российской Федерации приказом от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" предложил своим заместителям, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации предложения по перечням воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка, указанная в пункте 1 настоящего Приказа, в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
13 февраля 2002 года Министр обороны РФ утвердил представленный ему Перечень, и в нем идет речь только о командирах воинских подразделений и воинских частей.
Должность же старшины отдельной роты охраны с указанным выше штатом, которую занимает Б., как это видно из пункта 384 Перечня, в него включена не была, поскольку заявитель согласно статье 148 Устава внутренней службы к категории командиров подразделений не относится, подчиняется командиру роты и является прямым начальником только для солдат и сержантов роты. Единоначальником же и непосредственным руководителем является командир роты, который и несет личную ответственность за успешное выполнение поставленных задач вверенного ему подразделения. С учетом этого дополнительная ежемесячная надбавка Б., как старшине отдельной роты охраны не предусмотрена.
Более того, Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих", во исполнение которого издан Перечень, предусмотрено материальное стимулирование только командиров воинских подразделений и воинских частей.
Поэтому утверждение Б. о том, что отсутствие в Перечне должности старшины отдельной роты охраны нарушает его права на получение ежемесячной денежной компенсации, является ошибочным.
Таким образом, поскольку оспариваемый Перечень не противоречит федеральному закону, а также Указу Президента РФ от 29 декабря 2001 года "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих", во исполнение которого он был утвержден Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему прав и в пределах выделенных ассигнований, то заявление Б. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ,
решил:
Б. в удовлетворении заявления о признании незаконным и нарушающим его права Перечня воинских должностей командиров воинских частей и воинских подразделений, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 13 февраля 2002 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья
Верховного Суда РФ
А.С.ШАЛЯКИН

[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] МКАС удовлетворил требование о взыскании суммы демереджа (платы за простой судна в течение контрсталийного времени), так как технические перерывы в работе порта и ожидание выгрузки в связи с очередью не могут быть основанием для невключения соответствующих им периодов в сталийное время; письмо о неблагоприятных гидрометеорологических условиях, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке, признано ненадлежащим доказательством. (по материалам решения МКАС при ТПП РФ от 20.04.2004 n 150/2003)  »
Общая судебная практика »
Читайте также