[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА n А12-18188/03-с6 от 01.04.2004] Заявление о признании недействующим приложения n 2 Тарифы на электрическую энергию для населения к постановлению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области О тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО Волгоградэнерго в части исключения гаражно-строительных кооперативов из группы потребителей Население удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемый нормативный акт принят Региональной энергетической комиссией с превышением предоставленных ей полномочий.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2004 года
Дело N А12-18188/03-с6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего Сафина Н.Н., судей Сагадеева P.P., Кормакова Г.А.
при участии: от истца - извещен, не явился, от ответчика - Секретова А.Ю. - доверенность N 7 от 29.09.2003, Линкер Л.А. - доверенность N 2 от 30.03.2004
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Волгоградской области, г. Волгоград, на решение от 22 января 2004 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-18188/03-с6 9 (председательствующая Наумова М.Ю., судьи Пантелеева В.В., Ландин И.А.),
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Союз", г. Волгоград, к Региональной энергетической комиссии Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействующим нормативного правового акта,
по докладу судьи Сагадеева P.P.,
установил:
гаражно-строительный кооператив "Союз" обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействующим приложение N 2 "Тарифы на электрическую энергию для населения", установленное постановлением Региональной энергетической комиссии Волгоградской области N 3/1 от 12.02.2003 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнерго", в части исключения гаражно-строительных кооперативов из группы потребителей "Население", а также признать вышеназванное приложение не соответствующим ст. 25 Основ ценообразования на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 226 от 02.04.2002), статьям 2, 5, 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию".
Решением арбитражного суда от 22.01.2004 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Региональная энергетическая комиссия Волгоградской области просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, отнесение гаражно-строительных кооперативов к группе "Население" стало возможным только после внесения 14.05.2003 Федеральной энергетической комиссией России изменений и дополнений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию на розничном потребительском рынке от 31.07.2002 (в дальнейшем - Методические указания). При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Волгоградской области на 2004 г. учтены все изменения и дополнения к действующему законодательству.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Волгоградской области принято постановление N 3/1 от 12.02.2003 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "Волгоградэнерго". Приложение N 2 к данному постановлению устанавливает тарифы на электрическую энергию для населения. В данное приложение не включены гаражные и гаражно-строительные кооперативы.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный акт принят Региональной энергетической комиссией с превышением предоставленных ей полномочий.
В соответствии с п. 25 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226) тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию дифференцируются по группам потребителей (покупателей), исходя из объемов потребления электрической и тепловой энергии, режима использования потребителями электрической мощности, категории надежности энергоснабжения.
В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определен порядок установления предельных тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе и для населения. Исходя из этого следует, что группы потребителей не зависят от того, какую энергию они потребляют, тепловую или электрическую.
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает критерии формирования групп потребителей и методические указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп. До 01.03.2002 гаражные и гаражно-строительные кооперативы оплачивали потребленную электроэнергию по стоимости, установленной для группы потребителей "Население", подгруппа "ЖЭО", кондоминиумы, жилищно-строительные, дачные, гаражные, гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества. В Методических указаниях от 31.07.2002 гаражно-строительные кооперативы в группу "Население" не включены, но они не включены и в группу "Промышленность", что фактически было сделано Региональной энергетической комиссией. По мнению судебной коллегии, невключение Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в Методические указания в группу "Население" гаражно-строительных кооперативов является технической ошибкой, которая в последующем ею 14.05.2003 была исправлена. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-Э/7 "О рассмотрении разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, между Региональной энергетической комиссией Пензенской области и открытым акционерным обществом "Пензаэнерго" при установлении минимальных тарифов на тепловую энергию гаражно-строительные кооперативы приравнены к жилищным организациям и жилищно-строительным кооперативам.
Таким образом, одновременно с принятием Методических указаний Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации приравнивала гаражно-строительные кооперативы к жилищно-строительным кооперативам, то есть к группе "Население".
Региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации не предоставлено право изменять групповую принадлежность потребителей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации создаются для удовлетворения социальных и иных потребностей граждан. При этом их правовое положение в вопросах налогообложения на основании ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации приравнено к жилищным кооперативам и садоводческим обществам. Хотя Налоговый кодекс Российской Федерации спорные правоотношения не регулирует, однако содержащиеся в нем положения выражают волю законодателя в определении правового статуса гаражных кооперативов во взаимоотношениях с государством и могут быть применены по аналогии закона. Согласно п. 25 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226) тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию дифференцируются по группам потребителей (покупателей), исходя из объемов потребления электрической и тепловой энергии, режима использования потребителями электрической мощности, категории надежности энергоснабжения. Режим пользования электроэнергией для садоводческих и гаражных кооперативов одинаков.
При таких обстоятельствах Региональная энергетическая комиссия Волгоградской области не имела полномочий исключать из группы "Население", то есть изменять групповую принадлежность гаражных и гаражно-строительных кооперативов, которые являются некоммерческими организациями граждан.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы гаражно-строительного кооператива "Волга" и его членов, противоречит ст. 25 Основ ценообразования на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации, ст. ст. 5, 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию" от 14.04.1995, арбитражный суд правомерно признал его недействующим.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: заявителем по данному делу указан гаражно-строительный кооператив "Союз".
------------------------------------------------------------------
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 22 января 2004 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-18188/03-с6 9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.САФИН
Судьи
P.P.САГАДЕЕВ
Г.А.КОРМАКОВ

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ n 77-О от 01.04.2004] Ходатайство об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 26.12.2003 по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ признано не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, поскольку ответ на поставленный в нем вопрос содержится в самом Постановлении Конституционного Суда РФ.  »
Общая судебная практика »
Читайте также