[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 82-Г04-1 от 31.03.2004] В удовлетворении заявления о признании незаконными бездействия, а также действий избирательной комиссии отказано правомерно, поскольку избирательная комиссия правильно признала имевшую место политическую акцию агитационной, в пределах своей компетенции приняла необходимые меры в отношении данной акции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2004 года
Дело N 82-Г04-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 31 марта 2004 г. дело по заявлению Курганского областного общественного движения "За честные выборы" о признании незаконными бездействия, а также действий Окружной избирательной комиссии Курганского одномандатного избирательного округа N 96 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва, по заявлению Информационного агентства "Центр региональных исследований "Политкурган" о признании недействительным решения той же избирательной комиссии N 96 от 25 ноября 2003 г. N 8/82, по кассационной жалобе "Политкургана", кассационной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия "Курганская государственная телевизионная и радиовещательная компания", кассационной жалобе движения "За честные выборы" на решение Курганского областного суда от 14 января 2004 г.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя движения "За честные выборы" И., объяснения представителя ФГУП "КГТРК" С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда первой инстанции, вынесенное по данному делу, обоснованным и законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Курганское областное общественное движение "За честные выборы" обратилось в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц - кандидатов и избирателей о признании незаконными бездействия, а также действий Курганской областной избирательной комиссии, выполняющей функции окружной избирательной комиссии Курганского одномандатного избирательного округа N 96 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва, указав, что в период предвыборной кампании в средствах массовой информации незаконно распространялись агитационные материалы под видом опроса общественного мнения. Избирательная комиссия не принимала действенных мер по пресечению данного нарушения, не реагировала на противоправную агитацию, чем нарушила права избирателей, кроме этого, рассмотрела запрос общественного объединения "За честные выборы" о данных нарушениях в отсутствии его представителя. В судебном заседании заявитель просил признать акцию "Я - за! Выбери свое правительство" в период проведения избирательной кампании агитационным, противоправным действием. Кроме этого, признать незаконным п. 3 решения Окружной избирательной комиссии от 25.11.2003 N 8/82 в части принятия избирательной комиссией в отношении проведения данной акции мер рекомендательного, а не пресекательного характера.
Информационное агентство "Центр региональных исследований "Политкурган" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения той же избирательной комиссии N 8/82 от 25.11.2003, которым вводимая им редакция "Я - за! Выбери свое правительство" была признана агитационным материалом, указав, что назначение данной акции - информирование избирателей под видом опроса общественного мнения, что в силу закона не может являться агитацией, поскольку акция не имела цели побудить избирателей голосовать за определенных кандидатов либо против всех и т.д.
Определением Курганского областного суда от 12.01.2004 данные дела соединены в одно производство, учитывая, что сторонами обжалуется одни и те же действия избирательной комиссии, хотя требования имеют взаимоисключающий характер.
Представители окружной избирательной комиссии Курганского одномандатного избирательного округа N 96 с заявленными требованиями не согласились, пояснили, что вышеуказанная акция "Я - за! Выбери свое правительство" имеет признаки агитации, поэтому обоснованно была признана агитационным материалом. Избирательной комиссией были приняты соответствующие меры в отношении данной акции, рекомендовано средствам массовой информации воздержаться от его распространения и предоставить представителям КПРФ возможность обнародовать опровержение. Запрос общественного движения "За честные выборы" по данному факту касался разъяснений, в том числе и по правовым вопросам, которые были направлены последнему в срок, установленный законом.
Представитель средства массовой информации ФГУП "Курганская государственная телерадиокомпания", доводы Центра региональных исследований "Политкурган" поддержал.
Решением Курганского областного суда от 14 января 2004 г. в удовлетворении требования Информационного агентства "Центр региональных исследований "Политкурган" о признании недействительным решения окружной избирательной комиссии Курганского одномандатного избирательного округа N 96 от 25.11.2003 N 8/82 отказано.
В удовлетворении заявления Курганского областного движения "За честные выборы" о признании незаконными бездействия, действий окружной избирательной комиссии Курганского одномандатного избирательного округа N 96 также отказано.
В кассационной жалобе Центра региональных исследований "Политкурган" содержится просьба об изменении постановленного судом решения и вынесении нового, которым удовлетворить в полном объеме требования "Политкурган" как основанные на правильном толковании норм избирательного законодательства и установленных по делу обстоятельств.
Не соглашаясь с решением суда, в кассационной жалобе ФГУП "Курганская государственная телевизионная и радиовещательная кампания", а также движение "За честные выборы" просят отменить его как вынесенное ошибочно, без учета действительных обстоятельств публикации и распространения материалов акции "Я - за! Выбери свое правительство" и ее надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшееся по данному делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Установлено, что средством массовой информации, а именно информационным агентством "Центр региональных исследований "Политкурган" в период с 17 по 23 ноября 2003 г. проводилась политическая акция "Я - за! Выбери свое правительство", сообщение о которой было опубликовано в газете "Зауральский курьер" 12.11.2003 N 44 (277). Итоги данной акции были опубликованы в газете "Зауральский курьер" 26.11.2003, на ФГУП КГТРК - показаны 24.11.2003.
Согласно вышеуказанной политической акции, избирателям была представлена анкета с указанием, что победившая на выборах партия должна сформировать свое правительство и было предложено выбрать его вариант.
Далее указаны три политические партии, фамилии лиц и их фотографии, которые предложены в качестве Председателя Правительства РФ и Председателя Государственной Думы РФ. Избиратель должен был поставить любой знак напротив выбранного им варианта правительства.
"Компартия" - Председатель Правительства - Борис Березовский.
Председатель Государственной Думы - Геннадий Зюганов.
"Союз правых" - Председатель Правительства - Анатолий Чубайс.
Председатель Государственной Думы - Борис Немцов.
"Единая Россия" - Председатель Правительства - Юрий Лужков.
Председатель Государственной Думы - Сергей Шойгу.
Проведение данной акции повлекло ряд обращений и жалоб в окружную избирательную комиссию от избирателей. Курганское областное движение "За честные выборы" обратилось по данному факту с запросом о законности ее проведения.
25 ноября 2003 г. жалоба гр. З. и запрос общественного движения "За честные выборы" рассмотрены на заседании окружной избирательной комиссии, решением которой N 8/82 акция "Я - за! Выбери свое правительство" была признана агитационным материалом. Средствам массовой информации было рекомендовано воздержаться от распространения данного агитационного материала, несоответствующего требованиям пункта 2 ст. 55 ФЗ РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", в соответствии с п. 6 ст. 64 вышеназванного Закона предоставить КПРФ возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или дать иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Отказывая в удовлетворении требования "Центра региональных исследований "Политкурган" о признании недействительным решения окружной избирательной комиссии Курганского одномандатного избирательного округа N 96 от 25.11.2003 N 8/82, суд указал, что политическая акция "Я - за! Выбери свое правительство" является агитационным материалом, которая способствовала формированию отрицательного отношения избирателей к политической партии КПРФ.
С данным выводом суда следует согласиться, так как он основан на правильном понимании положений избирательного законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 53 ФЗ РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 20.12.2002 N 175-ФЗ, информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов. Предвыборной агитацией признаются действия, указанные в ст. 57 вышеназванного Федерального закона, в частности таковой является деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, и т.д.(п. 1 пп. 6).
Судом также учтено, что в п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П указано, что критерием, позволяющим разграничить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, наоборот, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.
В п. 4.2 данного Постановления отмечается, что подпункт "е" пункта 2 ст. 48 Закона признает предвыборной агитацией деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. В случаях противоправной агитации эта деятельность также предполагает наличие такого необходимого признака (компонента) агитации, как ее осознанно агитационный характер.
Действительно, как следует из Постановления Конституционного суда РФ и рассматриваемых им во взаимосвязи положений закона, понятие противоправной агитации связано с прямым нарушением средством массовой информации пп. "ж" п. 7 ст. 48 вышеуказанного Федерального закона РФ, запрещающего его представителем при осуществлении ими профессиональной деятельности проводить предвыборную агитацию.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что избирательная комиссия правильно признала имевшую место акцию "Я - за! Выбери свое правительство" агитационной, является обоснованным, в связи с чем заявленное требование "Центром региональных исследований "Политкурган" удовлетворению не подлежит.
На каналах ВГТРК итоги указанной политической акции были подведены 24.11.2003, что также, как следует из ответа Общественному объединению "За честные выборы", было принято во внимание при вынесении обжалуемого избирательной комиссией решения. Из письма Уральского окружного межрегионального территориального управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций следует, что результаты опроса, обнародованные в эфире ФГУП КГТРК, не содержат сведений - статистическую оценку возможной погрешности, что не оспаривалось сторонами и что свидетельствует о нарушении положений ч. 1 и ч. 2 ст. 46 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав...", относит материал к агитационным, тем более что, как установлено судом, данная акция, как ее первоначальный этап (сбор информации) и последующий (подведение итогов) объективно способствовала созданию отрицательного отношения к политической партии КПРФ, соответственно являлась предвыборной агитацией.
Данное суждение суда также следует признать обоснованным, по существу спора правильным.
Не имеется оснований и для удовлетворения заявления общественного движения "За честные выборы", поскольку нарушений закона со стороны избирательной комиссии не допущено. Заявитель, обжалуя действия данной комиссии, просил признать политическую акцию "Я - за! Выбери свое правительство" агитационным, противоправным материалом, что фактически имело место и отражено в решении избирательной комиссии от 25.11.2003, которым акция признана агитационным материалом. Как следует из объяснений представителя заявителя, это требование было заявлено в связи с тем, что избирательная комиссия окончательно не определилась в этом вопросе, направляла запросы для получения соответствующей информации. Вместе с тем суд отмечает, что решение избирательной комиссии от 25.11.2003 не отменено, оно также выражено в судебном заседании представителем данной комиссии, поэтому данный довод заявителя не может быть принят во внимание.
Относительно требования о признании указанной акции противоправной суд обоснованно указал, что оно может иметь отношение к конкретным средствам массовой информации, допустившим такие нарушения закона. При этом обязательно следует соблюдать правила подсудности.
В этой связи следует согласиться с выводом суда о том, что избирательная комиссия, в пределах своей компетенции, приняла необходимые меры в отношении данной политической акции, определила ее правовое положение, рекомендовала средствам массовой информации воздержаться от ее проведения и предоставить представителям КПРФ выступить с соответствующим опровержением. Более того, после определения избирательной комиссией правового характера спорной акции как предвыборной агитации эти отношения стали регулировать специальные нормы избирательного законодательства, такие, как оплата расходов из соответствующих избирательных фондов по проведению предвыборной агитации, использование изображений физических лиц и т.д. (п. 5, п. 9 ст. 48 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав...", п. 7 п. 8 ст. 63, п. 8 ст. 57 ФЗ РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и другие).
Согласно п. 1 п. 8 ст. 28 ФЗ РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за исполнением настоящего Федерального закона РФ, соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации.
Следует согласиться с мнением суда о том, что поскольку окружная избирательная комиссия приняла соответствующие меры в пределах своей компетенции, что изложено в решении от 25.11.2003, то говорить о ее бездействии необоснованно. Довод представителя заявителя

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 149п2004пр от 31.03.2004] В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ основанием для прекращения уголовного дела является смерть подозреваемого или обвиняемого. В отношении умершего уголовное дело должно быть прекращено на любой стадии процесса.  »
Общая судебная практика »
Читайте также