[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ04-18 от 23.03.2004] В удовлетворении жалобы о признании незаконной Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 24.01.2002 n 33, а также о постановке перед Министром обороны РФ вопроса о разработке новой Инструкции отказано, так как указанная Инструкция прав заявителя не нарушает.

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2004 г. N ВКПИ04-18
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего по делу -
судьи Верховного Суда РФ
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре подполковнике юстиции Шраменко Г.П.,
с участием заявителя капитана 3 ранга К.,
представителя ответчика
от Министра обороны РФ полковника Скока В.Г.,
представителя Главной военной прокуратуры
старшего военного прокурора управления
полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по жалобе капитана 3 ранга К. о признании незаконной "Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33,
установил:
в жалобе в Верховный Суд РФ К. утверждает, что в связи с установлением в "Инструкции..." численности личного состава не менее 10 человек, при которой "капитану 3 ранга" выплачивается денежная надбавка за командование личным составом, он, являясь командиром боевой части связи войсковой части 69008-А (штат N 62/810-01), которую занимает с ноября 1997 года, имея в подчинении 8 человек, лишен возможности получать ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинским подразделением, установленную Указом Президента РФ 29 декабря 2001 г. N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями". Надбавка должна выплачиваться с 1 января 2002 года в размере от 300 до 500 рублей.
По мнению К., специфика комплектования подводной лодки требует привлечения минимального числа личного состава, в связи с чем у него, "капитана 3 ранга", в подчинении 8 человек, а не 10, в связи с чем он просит признать "Инструкцию..." противоречащей вышеприведенным нормативным документам и обязать Министра обороны РФ разработать новую "Инструкцию...", по которой предусматривалась бы выплата ежемесячной надбавки при нахождении в подчинении одного и более военнослужащих.
В судебном заседании заявитель К. настаивал на своих требованиях и просил суд их удовлетворить.
Представитель Министра обороны РФ Скок В.Г., действовавший на основании доверенности N 261 от 12 марта 2004 года, выданной заместителем начальника отдела военного законодательства Министерства обороны РФ полковником юстиции Кучиным О.В. в порядке передоверия, требования заявителя не признал и пояснил, что обжалуемая "Инструкция..." была составлена в соответствии с Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509, с Постановлением Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 и в пределах представленных Министру обороны РФ прав и имеющегося резерва ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. При этом права заявителя нарушены не были.
Заслушав выступление заявителя, объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и заключение военного прокурора, полагавшего признать жалобу К. необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Верховный Суд находит, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, п. 9, ст. 13, установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности и важности выполняемых ими задач (в редакции Федерального закона от 31.12.1999 N 229-ФЗ).
На основании этих положений Закона Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству РФ было поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение Указа Президента РФ 4 января 2002 г. Правительство Российской Федерации издало Постановление N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" с 1 января 2002 г. в размере от 300 до 500 рублей.
При этом Правительством РФ было поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и конкретные ее размеры.
Расходы на реализацию этих мероприятий были определены в пределах средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны РФ 24 января 2002 года в Приказе N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил РФ" предложил своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения и согласования с Генеральным штабом ВС РФ и главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечню воинских должностей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка.
Данным Приказом Министра обороны утверждена "Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении перечисленный в таблице личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.
Следовательно, приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Закона "О статусе военнослужащих" наделяют должностных лиц государства правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом данная надбавка должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Указанный правовой принцип был соблюден как при издании Указа Президентом РФ, при принятии Постановления Правительством РФ, так и Министром обороны РФ при утверждении "Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", а затем и при утверждении "Перечня воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями".
Заявления в суде представителя ответчика о том, что Министр обороны РФ при утверждении "Инструкции..." действовал в пределах предоставленных ему прав, ничем не опровергнуты. Наоборот, они подтверждаются исследованными в суде доказательствами, соответствуют наименованию и целям Указа Президента РФ, предусматривающего принятие дополнительных мер для материального стимулирования некоторых категорий военнослужащих. Этот принцип подтвержден и в Постановлении Правительства РФ по данному вопросу.
Утверждение К. в суде о том, что слова "некоторых категорий военнослужащих" приведены в Указе Президента РФ для того, чтобы выделить военнослужащих, имеющих в подчинении личный состав, от остальных командиров и начальников, и что надбавки должны выплачиваться даже при наличии в подчинении одного военнослужащего, несостоятельно, поскольку Указом Президента РФ дополнительные выплаты предназначено производить лишь командирам воинских подразделений и воинских частей, имеющих в подчинении личный состав. Командиры и начальники, в подчинении которых находится один военнослужащий, а также те, которые не указаны в инструкции и имеют в подчинении нескольких подчиненных, не могут быть отнесены к тем, кто имеет право на получение указанной дополнительной денежной выплаты.
Правительство РФ Постановлением от 4 января 2002 года N 4, установив размер денежной надбавки от 300 до 500 рублей, в пределах своих полномочий поручило перечни воинских должностей и конкретные размеры надбавки определить самим руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. При этом расходы на эти цели, как видно из нормативных документов, должны производиться в пределах средств федерального бюджета, выделенных на денежное довольствие военнослужащих.
С учетом приведенных обстоятельств и того, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 17 мая 1998 года порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ, никаких данных полагать, что утвержденная Министром обороны РФ "Инструкция..." противоречит Указу Президента РФ N 1509 от 29 декабря 2001 года, Постановлению Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 и что она ущемляет права заявителя, о чем К. утверждает в жалобе, не имеется, в связи с чем жалоба К. удовлетворению не подлежит. По изложенным основаниям не подлежит удовлетворению и предложение К. о постановке перед Министром обороны РФ вопроса о разработке новой "Инструкции", в которой были бы учтены его предложения.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 - 198, 199, 252 - 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
решил:
К. в удовлетворении жалобы о признании незаконной "Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33, а также о постановке перед Министром обороны РФ вопроса о разработке новой "Инструкции..." - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда РФ
Ю.В.ПАРХОМЧУК

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 14501/03 от 23.03.2004] Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.  »
Общая судебная практика »
Читайте также