[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ2004-143 от 23.03.2004] В соответствии с Федеральным законом О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации решение окружной избирательной комиссии должно содержать мотивы его принятия и подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом при противоречии федеральным законам или принятии с превышением компетенции.

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2004 г. N ГКПИ2004-143
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием прокурора Воскобойнико,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брынцалова Владимира Алексеевича о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 70/614-4 "О решениях окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского одномандатного округа N 112, Московская область, от 16 декабря 2003 года" в части отмены решения окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского одномандатного округа N 112 от 16 декабря 2003 года об отмене итогов голосования по избирательному округу N 1971 (Орехово-Зуевский район) и признании итогов голосования по избирательному участку N 1971 Орехово-Зуевской территориальной избирательной комиссии недействительными,
установил:
Брынцалов В.А. обратился с вышеуказанным заявлением, просил удовлетворить его, поскольку указанные в заявлении нарушения избирательного законодательства были оставлены без оценки Центральной избирательной комиссией РФ.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал.
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Диденко Ю.Ю. просил заявление оставить без удовлетворения, т.к. постановление Центральной избирательной комиссии РФ принято в соответствии с полномочиями и действующим законодательством.
Представитель окружной избирательной комиссии по Орехово-Зуевскому одномандатному избирательному округу N 112 Морозкина Е.В. постановление ЦИК РФ считает правильным, а поэтому заявление следует оставить без удовлетворения.
Председатель участковой избирательной комиссии N 1971 согласилась с постановлением ЦИК РФ от 18 декабря 2003 года, а поэтому заявление просила оставить без удовлетворения.
Представитель Собко С.В., Гонтарь О.А. заявление посчитал необоснованным, просил оставить без удовлетворения.
Заслушав данные объяснения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1), носителем и единственным источником власти в котором является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3), высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в том числе, Федеральным Собранием, образуемым из Совета Федерации и Государственной Думы.
Согласно ч. 2 ст. 96 Конституции РФ порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 175-ФЗ от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями) входит в систему избирательных комиссий, которые в соответствии с п. 3 этой статьи обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
При осуществлении возложенных законодательством Российской Федерации задач при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации согласно подп. "к" п. 9 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 27 ст. 26 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вправе рассматривать жалобы (заявления) на решения нижестоящих избирательных комиссий и принимать по ним мотивированные решения.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подп. "к" п. 9 ст. 21 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
Решение окружной избирательной комиссии согласно подп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 175-ФЗ от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" должно содержать мотивы его принятия и подлежит отмене в соответствии с п. 11 ст. 18 этого Федерального закона вышестоящей избирательной комиссией или судом при противоречии федеральным законам или принятии с превышением компетенции.
В судебном заседании представитель окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского одномандатного округа N 112 признала при принятии 16 декабря 2003 года решения факты нарушения указанных норм Федерального закона, поскольку избирательная комиссия не была уполномочена законом на принятие данного решения, выводы в решении не мотивированы.
При таких обстоятельствах Центральная избирательная комиссия Российской Федерации была вынуждена установить на основе изучения протокола заседания окружной избирательной комиссии и объяснений ее членов, какие нарушения избирательного законодательства послужили основанием к принятию решения окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского одномандатного округа N 112.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации пришла к обоснованному выводу, что основаниями для признания итогов голосования по избирательному участку N 1971 не могли служить факт выноса с избирательного участка гражданкой С.Р. Хромовой выданных ей для голосования избирательных бюллетеней; ошибочного введения в систему ГАС "Выборы" данных о количестве голосов в пользу кандидата в депутаты В.А. Брынцалова, принадлежавших кандидату в депутаты А.Н. Борисову, и наоборот, которые должны были быть исправлены в соответствии с п. 11 ст. 82 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Брынцаловым В.А. не оспаривается правильность указанных выводов, а при таких обстоятельствах решение окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского избирательного округа N 112 правильно отменено постановлением N 70/614-4 ЦИК РФ от 18 декабря 2003 года, поскольку оно противоречит федеральному закону и принято с превышением установленной федеральным законом компетенции.
Заявитель Брынцалов В.А. полагает, что указанные им в заявлении нарушения избирательного законодательства, в том числе: незаконное досрочное голосование; погашение 162 бюллетеней, поданных за него; нарушение установленного законом порядка при признании этих 162 бюллетеней действительными и подсчете голосов, не были предметом рассмотрения ЦИК РФ, хотя об этих нарушениях проинформированы избирательные комиссии, включая и ЦИК РФ, а поэтому данное постановление подлежит отмене.
В подтверждение указанных в заявлении нарушений избирательного законодательства Брынцаловым В.А. были представлены письменные доказательства и допрошены свидетели.
Эти доводы заявителя Брынцалова В.А. не могут служить основанием к отмене постановления ЦИК РФ от 18 декабря 2003 года, поскольку данное постановление было принято по иным фактам нарушений избирательного законодательства.
То обстоятельство, на которое указывает заявитель, что его обращения в избирательные комиссии о нарушениях избирательного законодательства не были рассмотрены или рассмотрены ненадлежащим образом, не может служить основанием к отмене соответствующего закону постановления ЦИК РФ, в котором давалась правовая оценка иным фактам.
Такой вывод не ограничивает конституционного права заявителя на судебную защиту, поскольку он вправе при несогласии с действиями избирательных комиссий обжаловать их в соответствующий суд с соблюдением правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.
Из этого следует, что оснований к отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не имеется.
Рассмотрение вопроса о признании итогов голосования по избирательному участку N 1971 Орехово-Зуевской территориальной избирательной комиссии не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации, он может быть решен при обращении заявителя в суд в соответствии с установленной процессуальным законодательством подсудностью.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 ч. 2 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Брынцалова Владимира Алексеевича о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 70/614-4 "О решениях окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского одномандатного округа N 112, Московская область, от 16 декабря 2003 года" в части отмены решения окружной избирательной комиссии Орехово-Зуевского одномандатного округа N 112 от 16 декабря 2003 года об отмене итогов голосования по избирательному округу N 1971 (Орехово-Зуевский район) оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (С. Карасева, (КонсультантПлюс) Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, касающихся применения арбитражными судами главы xi Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) 2002 года (Упрощенные процедуры банкротства).  »
Общая судебная практика »
Читайте также