[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС04-67 от 11.03.2004] В удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 24, 28 и 29 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства отказано правомерно, поскольку оспариваемые положения соответствуют требованиям жилищного законодательства и требованиям Федерального закона О статусе военнослужащих об определении льготной категории граждан, которым жилье предоставляется в трехмесячный срок.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2004 г. N КАС04-67
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Петроченкова А.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2004 года гражданское дело по заявлению Медведева Геннадия Анатольевича о признании недействующими пунктов 24, 28 и 29 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснение представителя заявителя Андрианова С.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Медведев Г.А. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором оспаривает положения пунктов 24, 28 и 29 вышеназванных Правил в части, касающейся составления органами местного самоуправления единого списка очередников на получение жилья из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих право по закону в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства быть обеспеченными жилыми помещениями.
Данные Правила, по мнению Медведева, исключают возможность включения в отдельные списки (внеочередников и первоочередников) некоторых категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для которых федеральными законами установлено право на преимущественное предоставление жилых помещений.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, Медведев Г.А. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его жалобы, полагая, что суд при вынесении решения применил вместо Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежащего применению, Закон РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", при этом неправильно толкуя его положения, что, по мнению заявителя, привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, в рамках вышеназванной статьи Конституции Российской Федерации и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 6 декабря 1998 года N 1054 утвердило "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Пункт 24 Правил учета предусматривает составление органами местного самоуправления единого списка очередников из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение (приобретение) жилья.
В п. 28 Правил указано, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
В соответствии с п. 29 Правил граждане, уволенные с военной службы, вправе получить в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Как правильно указано в решении, оспариваемые заявителем пункты полностью соответствуют требованиям ЖК РСФСР о составлении списков из лиц, обладающих равными льготами на предоставление жилых помещений, и требованиям положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" об определении льготной категории граждан, которым жилье предоставляется в трехмесячный срок.
В частности, согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что указанная категория граждан обладает равными правами на получение жилья на льготных основаниях. Следовательно, из этих лиц в соответствии с требованиями жилищного кодекса должен составляться отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, а единственным критерием в определении очередности среди граждан этой категории должна являться дата принятия органами местного самоуправления решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В качестве меры социальной защиты ветеранов боевых действий в ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как указано в п. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что в отличие от граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям и обладающих правом на получение жилья от местных органов власти, но за счет федерального бюджета и внебюджетных средств, реализация жилищной льготы ветеранов боевых действий осуществляется непосредственно за счет бюджета органа местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" обуславливает отдельный механизм реализации права ветеранов боевых действий на получение жилья в первую очередь, чему не препятствуют оспариваемые заявителем пункты Правил.
Судом первой инстанции установлено, что в Администрации г. Сызрани Самарской области имеется как отдельный список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилого помещения в установленный Законом трехмесячный срок, так и отдельный список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а из представленного заявителем в кассационную инстанцию Распоряжения Администрации г. Сызрани от 16 января 2003 года N 46-р следует, что Медведев Г.А. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий по первоначальной дате постановки на учет с 20 июля 1994 года по общему списку за N 1105а и по списку первоочередников за N 52а (участник боевых действий в Афганистане).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Медведева Г.А. - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС04-63 от 11.03.2004] В удовлетворении заявления о признании незаконным Перечня воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в порядке и размерах, установленных Приказом Министра обороны РФ 24 января 2002 года n 33 отказано правомерно, поскольку оспариваемый нормативный акт утвержден Министром обороны РФ в пределах предоставленных ему прав и не противоречит федеральному законодательству.  »
Общая судебная практика »
Читайте также