[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 5-Г04-27 от 09.03.2004] В удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы отказано правомерно, поскольку кандидатом не допущено нарушений установленного порядка расходования денежных средств, нарушений правил ведения предвыборной агитации, а также использования своего служебного положения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 марта 2004 года
Дело N 5-Г04-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Харланова А.В.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании 9 марта 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Авчинникова С.Л. на решение Московского городского суда от 6 марта 2004 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы Кидяева А.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Авчинникова С.Л. - Зайцева А.Л., представителя Московской городской избирательной комиссии Максимцевой Е.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, представителей Кидяева А.С. - Скоробогатова Б.А., Чепунова О.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Московской городской избирательной комиссии от 23.12.2003 N 22/1 назначены дополнительные выборы депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 7.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам в Московскую городскую Думу по одномандатному избирательному округу N 7 (далее - ОИК N 7) от 28.01.2004 N 3/3 Кидяев Александр Степанович зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы.
Авчинников С.Л., зарегистрированный кандидат в депутаты Московской городской Думы по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 7 Кидяева А.С. на основании пп. "в", "г" п. 5 ст. 89, п. 2 ст. 56 Избирательного кодекса города Москвы, ссылаясь на то, что Кидяев А.С., являясь заместителем префекта САО г. Москвы, использовал свое служебное положение, а именно: использовал помещение ЦДК ВОС для проведения своей избирательной кампании по выборам, а также использовал преимущественный доступ к государственным и муниципальным СМИ, в частности, в газете "Петровский парк", являющейся муниципальной газетой района "Аэропорт", входящего в Северный административный округ, а также на телеканале ТВЦ; осуществлял подкуп избирателей путем предоставления избирателям бесплатных юридических консультаций.
В судебном заседании представитель Авчинникова С.Л. (по доверенности) Зайцев А.Л. поддержал изложенные требования и дополнил требования о запрещении распространения агитационного материала в газетах "Столица Единой России" N 8(2) и "Деловой партнер Единой России" N 1(6), являющегося, по его мнению, незаконным.
Решением Московского городского суда от 6 марта 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Авчинникова С.Л. поставлен вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пп. "в", "г" п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае:
- использования кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения;
- установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.
В силу п. 2 ст. 56 указанного Федерального закона кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума; вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В пункте "г" части 5 статьи 89, части 2 статьи 56 Закона города Москвы от 11 июня 2003 года N 36 "Избирательный кодекс города Москвы" (в ред. Закона г. Москвы от 10.09.2003 N 52) содержатся аналогичные нормы.
В своем заявлении Авчинников С.Л. указал, что 19 февраля 2004 г. по заказу N 146 кандидата в депутаты МГД Кидяева А.С. ЗАО "Московские учебники - СиДиПресс" были отпечатаны листовки формата А4 следующего содержания: "Внимание жителей района "Аэропорт". Общественно-юридический консультативный пункт по поддержке кандидата в депутаты Мосгордумы Кидяева А.С. проводит бесплатную юридическую помощь по вопросам жилищного хозяйства.
Принимаются наказы в адрес кандидата в депутаты Мосгордумы по адресу: ул. Планетная, д. 11 офис "Единая Россия".
Часы приема: февраль 2004 г. пт. 20, 27, субб. 21, 28 - с 17.00 - 20.00; март 2004 г., пт. 12, сб. 13 - с 17.00 - 20.00".
По мнению заявителя, Кидяев А.С. путем обещания оказания бесплатных юридических услуг при проведении предвыборной агитации осуществляет подкуп избирателей. По указанному адресу действительно расположен офис "Единой России" и там действительно проводят бесплатные юридические консультации.
Представители Кидяева А.С. в своих объяснениях ОИК N 7 и в суде отрицали, что данный агитационный материал им заказывался, распространялся и представлялся в ОИК как образец агитационного материала, и тем более отрицали проведение Кидяевым А.С. бесплатной юридической помощи.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании под тем же номером 146, как указано в листовке, по заказу Кидяева А.С. ЗАО "Московские учебники - СиДиПресс" была отпечатана листовка аналогичного содержания о проведении Кидяевым А.С. бесплатной юридической помощи в те же дни и часы, но по адресу: г. Москва, ул. Алабяна, д. 1.
Данные факты были предметом судебного исследования при рассмотрении аналогичного заявления Авчинникова С.Л. Решением Московского городского суда от 01.03.2004 установлено, что кандидат в депутаты Кидяев А.С. указанные в запросе листовки не заказывал, под N 146 значится другой заказчик и другая продукция, что было подтверждено ответом на запрос суда Генерального директора ЗАО "Московские учебники - СиДиПресс", выпиской из книги заказов, счетом N 169 от 24.02.2004.
Доказательств, подтверждающих изложенную в листовке информацию, суду представлено не было.
По данному факту в судебном заседании представитель заявителя просил допросить свидетелей, однако никаких данных о свидетелях, а также о том, какие обстоятельства они могли пояснить суду, сообщить не смог.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что факт предоставления избирателям бесплатных юридических услуг, а также факт подкупа избирателей подтверждения не нашел.
Как правильно указал суд в решении, изложенные заявителем факты, если бы они были установлены судом, нельзя считать подкупом избирателей, поскольку законодатель рассматривает подкуп избирателей и благотворительную деятельность кандидата в качестве таковых лишь при наличии доказательств того, что они осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования за или против конкретного кандидата, что в данном случае также не установлено.
В заявлении, поступившем в суд 05.03.2004 в 14-30 час., заявитель Авчинников С.Л., кандидат в депутаты Московской городской Думы, указал, что 5 марта 2004 г. по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 19а, в помещении Всесоюзного общества слепых проходило мероприятие, посвященное 8 марта. Организатором данного мероприятия выступала Управа района Хорошевский. На данном собрании поздравляли женщин, вручали им подарки и выступал Кидяев А.С. - кандидат в депутаты МГД. Причем на данную встречу никого из других кандидатов не пригласили и о данном мероприятии не известили.
По мнению заявителя, сам факт приглашения только одного Кидяева на сцену для поздравления ветеранов, причем представление его как кандидата в депутаты Московской городской Думы, является в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 40 Избирательного кодекса города Москвы предвыборной агитацией. В соответствии с п. 6 ст. 54 Избирательного кодекса города Москвы публичные выступления зарегистрированных кандидатов на мероприятии, проводимом органами государственной власти, допускаются только в случае, если об этом мероприятии извещены все зарегистрированные кандидаты по этому округу и им была предоставлена возможность выступить на этом мероприятии. Заявитель считает, что кандидат Кидяев А.С., использовав помещение ЦДК ВОС для встречи с избирателями и проводя там предвыборную агитацию, использовал свое служебное положение.
Согласно пункту 6 статьи 53 указанного выше Федерального закона предвыборная агитация и публичные выступления зарегистрированных кандидатов на мероприятии, финансируемом, организуемом или проводимом для населения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, допускаются только в случае, если об этом мероприятии были извещены все зарегистрированные кандидаты по данному избирательному округу и им была предоставлена возможность выступить на этом мероприятии.
Как следует из материалов дела и было установлено судом, указанное мероприятие проводилось действительно 05.03.2004 в 17-00 час., т.е. уже после поступления в суд настоящего заявления Авчинникова С.Л., в котором он сообщал о данном мероприятии как уже проведенном. Таким образом, суд правильно исходил из того, что Авчинников С.Л. знал о времени проведения данного праздничного вечера, а также о том, где он проводится, и что на него приглашены кандидаты в депутаты МГД.
Эти обстоятельства, как обоснованно указал суд, подтверждаются и приглашением главы Управы Хорошевского района Козлова Ю.М., направленном Кидяеву А.С., в котором имеется уведомление о том, что "все остальные кандидаты в депутаты Московской городской Думы, зарегистрированные по одномандатному избирательному округу N 7, о проведении данного мероприятия уведомлены", показаниями свидетеля Соловьева О.В. - доверенного лица кандидата Авчинникова С.Л.. присутствовавшего на вечере, показаниями свидетеля Пименовой О.Л., также присутствующей на вечере, не являющейся жителем Хорошевского района, получившей приглашение в метро.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что нарушения правил проведения предвыборной агитации в действиях Кидяева А.С. не имеется.
Более того, судом установлено, что на этой встрече Кидяев А.С. не вел предвыборную агитацию, а лишь поздравил всех с праздником, ветеранам не дарил, агитационных материалов не распространял.
Данный вывод суда основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствует им.
Свидетели в судебном заседании также пояснили, что при проведении мероприятия распространялась газета "Деловой партнер Единой России" N 1 (6), февраль 2004 г.
По утверждению заявителя, данная газета, а также газета "Столица Единой России" N 8(2) распространяются с 5 марта 2004 г. на территории САО, заместителем префекта которого является Кидяев А.С. В соответствии с выходными данными указанные газеты являются общественно-политическими. Учредителем газеты "Деловой партнер Единой России" N 1(6) является Фонд поддержки Всероссийской партии "Единство и отечество" - Единая Россия. В этой газете был опубликован агитационный материал кандидата в депутаты МГЦ Кидяева А.С.
Учредителем и издателем газеты "Столица Единой России" N 8(2) является Московское городское региональное отделение партии "Единая Россия".
В данной газете опубликован агитационный материал кандидатов в депутаты Московской городской Думы по г. Москве.
Заявитель считает, что в соответствии с требованиями части 4 ст. 51 Избирательного кодекса города Москвы, согласно которой редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям печатную площадь, газета "Деловой партнер Единой России" не имела права публиковать агитационный материал кандидата в депутаты МГД Кидяева А.С., так как учреждена 24.04.2003, а избирательная кампания началась 23.12.2003.
В соответствии с п. 5 ст. 49 Кодекса расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов.
В соответствии с п. 12 ст. 53 Кодекса полная оплата стоимости печатной площади должна быть осуществлена не позднее чем за два дня до дня публикации. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.
В соответствии с п. 14 ст. 53 Избирательного кодекса города Москвы во всех агитационных материалах, размещаемых в печатных СМИ, должна помещаться информация о том, за счет средств какого кандидата была произведена оплата соответствующей площади.
Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.
В

[ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, Приложение к ПИСЬМУ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ n 12/12-04 от 05.03.2004] О некоторых решениях Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятых в 2003 году по уголовным делам.  »
Общая судебная практика »
Читайте также