[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 13571/03 от 17.02.2004] Дело по иску о взыскании с администрации района недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней за нарушение срока перечисления платежей направлено на новое рассмотрение, поскольку судебные акты приняты без учета того, что фонд обязательного медицинского страхования по результатам проверки мог взыскивать недоимку и пени только за три года, предшествовавшие проверке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2004 г. N 13571/03
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Стрелова И.М., Финогенова В.И.
рассмотрел заявление администрации Пушкинского района Московской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.04.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 20.06.2003 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-13914/02 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.09.2003 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - администрации Пушкинского района Московской области (ответчика) - Пустовалов А.Н.;
от Московского областного фонда обязательного медицинского страхования (истца) - Прохорова Л.В., Баумгартен Е.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с администрации Пушкинского района (далее - администрация) 2182500 рублей недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, 5397429 рублей пеней за нарушение срока перечисления платежей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Отделение Федерального казначейства по Пушкинскому району Московской области.
Решением суда первой инстанции от 04.12.2002 в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.02.2003 решение отменил, дело передал на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 21.04.2003 иск удовлетворен в заявленной сумме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 24.09.2003 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов администрация ссылается на неправильное толкование судами норм, регулирующих отношения по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Фонд в отзыве на заявление администрации указывает на правомерную позицию судебных инстанций.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствовавших в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования фонда о взыскании с администрации недоимки за период с 01.01.1993 по 01.01.2001 по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также пеней, суды исходили из того, что на правоотношения по внесению указанных платежей нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе в части применения срока давности на взыскание этих платежей, не распространяются.
Такой вывод не основан на законе и нарушает единообразие судебной практики.
По результатам проверки администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования фондом составлен акт от 24.10.2001. Согласно этому документу задолженность по платежам, образовавшаяся за проверяемый период, составляет 2182500 рублей. На указанную сумму начислены 5397429 рублей пеней. Администрации предложено в десятидневный срок перечислить сумму недоимки и пеней в добровольном порядке.
Неуплата администрацией задолженности и пеней послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - Постановление N 624), а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В силу статьи 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, фонд по результатам проверки, проведенной в октябре 2001 года, мог взыскивать недоимку и пени только за три года, предшествовавшие проверке, поскольку текущий год им не проверялся.
Течение срока давности взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, начинается по окончании времени на реструктуризацию названной задолженности, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 Постановления N 624, действующего в редакции от 02.04.2002 N 205, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.
Таким образом, оспариваемые судебные акты приняты без учета указанных обстоятельств и законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 21.04.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 20.06.2003 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-13914/02 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.09.2003 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Московской области.
Председательствующий
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 8205/03 от 17.02.2004] В удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения арбитражного суда отказано, поскольку, изменив порядок и способ исполнения решения, суд ущемил интересы других взыскателей по сводному исполнительному производству.  »
Общая судебная практика »
Читайте также