[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 13904/03 от 03.02.2004] В удовлетворении исковых требований о признании права муниципальной собственности на здание, о признании недействительными записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, свидетельств о государственной регистрации права федеральной собственности отказано, поскольку имущество высших учебных заведений является объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности, не подлежащим передаче в собственность субъектов РФ либо муниципальную собственность.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2004 г. N 13904/03
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Арифулина А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Хорошиловой И.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление Департамента по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.01.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 24.04.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-150/01-Г/2 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2003 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Департамента по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области (ответчика) - Карачинская К.А., Крылова Ю.С.;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (истца) - Акатова И.А.;
от Ярославского государственного театрального института (третьего лица на стороне ответчика) - Заозерова Н.Е., Шалимов B.C.
Заслушав и обсудив доклад судьи Хорошиловой И.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - комитет по управлению имуществом) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области и Департаменту государственной регистрации прав администрации Ярославской области о признании права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 45, и часть здания, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 15/43, а также о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права федеральной собственности на указанные объекты недвижимости и реестра федеральной собственности в части спорного недвижимого имущества.
Третьим лицом на стороне ответчика в настоящем споре является Ярославский государственный театральный институт (далее - институт).
До принятия судом решения по делу истец уточнил исковые требования и просил:
- признать право муниципальной собственности на здание, находящееся по адресу: ул. Первомайская, д. 45, и часть здания, находящегося по адресу: ул. Депутатская, д. 15/43 (лит. А, А2, A3) площадью 3707,1 кв. метра, а именно: помещения N 1 - 3, 6 - 32, 38 - 44 площадью 814,9 кв. метра, расположенные в подвальном этаже; помещения N 1 - 36, 38 - 53, 60 - 67 площадью 1605,8 кв. метра, расположенные на первом этаже; помещения N 8 - 47 площадью 1092,4 кв. метра, расположенные на втором этаже; помещения N 1 - 15 площадью 194 кв. метра, расположенные на третьем этаже;
- признать недействительными: записи о регистрации от 29.12.2000 N 76:23:109/2000-109 и от 29.12.2000 N 76:23:109/2000-110 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности от 05.01.2001 серия 76 N 23195599 и от 05.01.2001 серия 76 N 23195663 на указанные объекты недвижимости, реестр федеральной собственности в части включения в него названных зданий.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные здания находились в управлении местных органов власти и институт занимал их на основании договоров аренды; в 1992 году здания переданы в хозяйственное ведение муниципальному предприятию "РЭУ-1"; решением Малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132 все находящееся на балансе муниципального предприятия "РЭУ-1" имущество передано в муниципальную собственность. Указанные здания переданы в муниципальную собственность на основании пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и в соответствии с пунктом 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Решением суда первой инстанции от 05.01.2003 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.04.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 22.07.2003 названные судебные акты оставил без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из следующего: спорные здания находились в управлении местных органов власти; в силу приложения N 3 к упомянутому Постановлению Верховного Совета Российской Федерации такие объекты относятся к муниципальной собственности; передача объектов в муниципальную собственность произведена в установленном порядке и оснований для отнесения зданий к федеральному уровню собственности не имеется.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области просит отменить указанные судебные акты, поскольку в спорных зданиях с момента создания размещается высшее учебное заведение, имущество которого относится исключительно к федеральному уровню собственности, и передача зданий в муниципальную собственность произведена с нарушением законодательства.
В отзыве на заявление комитет по управлению имуществом просит оставить оспариваемые судебные акты в силе, поскольку они вынесены в соответствии с законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях представителей сторон, участвовавших в заседании, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1979 N 718 "Об организации театрального училища (вуза) в городе Ярославле" на базе Ярославского среднего театрального училища было создано высшее учебное заведение (ныне - Ярославский государственный театральный институт), которое с момента образования размещалось в здании, расположенном по адресу: ул. Депутатская, д. 15/43, ранее занимаемом училищем. Здание, расположенное по адресу: ул. Первомайская, д. 45, после расселения жильцов в 1980 году было передано институту и используется до настоящего времени под общежитие для студентов.
В соответствии с пунктом 1.1 решения исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 13.09.1979 N 591 "О подготовке к открытию театрального училища (вуза)" Ярославскому горисполкому предписано в срок до 01.05.1980 завершить ремонт здания по ул. Первомайская, д. 45 и передать его на баланс театрального училища.
Однако спорные здания продолжали находиться на балансе производственного жилищно-эксплуатационного треста (далее - трест, впоследствии МП "РЭУ-1").
Согласно статье 94 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года), действовавшего в период образования института, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Спорные здание и помещения находились в фактическом владении, пользовании и распоряжении института для осуществления образовательной деятельности и были специально приспособлены для размещения театрального высшего учебного заведения. Оплата проектных и строительных работ по ремонту и реконструкции зданий производилась за счет государственных средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения его уставной образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Институт с момента создания был наделен указанными строениями и другим имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности.
В судебных актах отражено, что спорные объекты недвижимости находились на балансе треста, затем МП "РЭУ-1", и содержится вывод о том, что эти здания являются объектами муниципальной собственности.
Между тем факт нахождения зданий на балансе МП "РЭУ-1" не может являться определяющим признаком для отнесения их к муниципальной собственности.
В силу пункта 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 высшие учебные заведения относятся к объектам федеральной собственности.
Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности не устанавливает порядок передачи объектов из федеральной собственности непосредственно в муниципальную собственность, поэтому направление комитетом по управлению имуществом перечней объектов муниципальной собственности от 19.04.1999 Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области - органу, не уполномоченному распоряжаться федеральной собственностью, свидетельствует о нарушении пункта 9 Положения.
Следовательно, закрепление спорных зданий за МП "РЭУ-1" на праве хозяйственного ведения и последующая передача в муниципальную собственность произведены с нарушением законодательства.
В связи с заключением договоров аренды данных объектов недвижимости между МП "РЭУ-1" и институтом, предусматривающих оплату эксплуатационных расходов, судебные инстанции ошибочно посчитали, что владение и пользование образовательным учреждением зданиями является временным.
Таким образом, в спорных зданиях институт размещается с 1980 года, использует занимаемые помещения по целевому назначению, имущество высших учебных заведений в силу закона является объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности, не подлежащим передаче в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 05.01.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 24.04.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-150/01-Г/2 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2003 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области, Департаменту государственной регистрации прав администрации Ярославской области и Ярославскому государственному театральному институту (третьему лицу на стороне ответчика) о признании права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 45, и часть здания, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 15/43, а также о признании недействительными записей от 29.12.2000 N 76:23:109/2000-109 и от 29.12.2000 N 79:23:109/2000-110 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, свидетельств о государственной регистрации права федеральной собственности на указанные объекты недвижимости от 05.01.2001 серия 76 N 23195599 и от 05.01.2001 серия 76 N 23195663 и реестра федеральной собственности в части спорного недвижимого имущества, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля отказать.
Председательствующий
А.А.АРИФУЛИН

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-1593 от 03.02.2004] В удовлетворении заявления об отмене пунктов 3 и 4 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ об изготовлении дополнительного числа избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы РФ и передаче их в участковые избирательные комиссии, образованные на территории Грузии, отказано, так как нельзя считать нарушением, являющимся основанием к отмене Постановления, необходимые действия, направленные на соблюдение конституционных избирательных прав граждан.  »
Общая судебная практика »
Читайте также