ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (по материалам Военной коллегии Верховного Суда РФ) (Право в Вооруженных Силах, 2005, n 11) Судебные решения и определения, вынесенные Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в июне 2005 г.

ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ИЮНЕ 2005 Г.
Судебные решения Военной коллегии
Право на получение надбавки за особые условия военной службы имеют только военнослужащие, занимающие должности, указанные в Перечне (приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 августа 2003 года N 042)
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующими подпункт "б" пункта первого и третий абзац пункта второго примечания к Перечню воинских должностей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 августа 2003 г. N 042 (приложение N 1).
Согласно заявлению до августа 2003 года ему на основании п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приказа Министра обороны от 5 февраля 1994 г. N 025 выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия военной службы как офицеру, занятому техническим обслуживанием и ремонтом самолетов.
В связи с изданием оспариваемого нормативного правового акта, на основании абзаца третьего пункта второго примечания к Перечню, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 1 августа 2003 г. N 042 (приложение N 1), выплата надбавки прекращена, так как его воинская часть не включена в список воинских частей, перечисленных в подпункте "б" пункта первого примечания.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, кроме выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
6 ноября 1992 года Министром обороны РФ издан приказ N 060 "О размерах и порядке выплаты военнослужащим добавочных видов денежного довольствия", которым утверждена Инструкция о порядке и размерах выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации надбавок за особые условия службы (кроме надбавок за особые условия службы на кораблях и судах).
Данной Инструкцией (абзац 5 подпункта "а" п. 1) лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной и срочной службы установлена ежемесячная надбавка за особые условия службы в следующих размерах:
10 процентов должностного оклада - лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы и 40 процентов должностного оклада - военнослужащим срочной службы, проходящим службу в авиационных воинских частях на поименованных в утверждаемых Министром обороны Российской Федерации перечнях должностей наземных авиационных специалистов, обеспечивающих безопасность полетов самолетов и вертолетов.
Перечень воинских должностей, замещаемых офицерами - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов, вертолетов и экранопланов, по которым выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 10 процентов оклада по воинской должности, первоначально был утвержден приказом Министра обороны РФ от 5 февраля 1994 г. N 025 (приложение N 3).
На основании приказа Министра обороны РФ от 31 августа 2003 г. N 306 указанный приказ с 26 августа 2003 года был отменен, а вместо него издан нормативный правовой акт (приказ N 042), зарегистрированный в Минюсте России 13 августа 2003 г. за N 4969.
По объяснениям представителя Министерства обороны РФ необходимость уточнения Перечня должностей вызвана организационными изменениями в структуре Вооруженных Сил РФ. Перечень был надлежащим образом согласован с Главным командованием Военно-воздушных сил.
В подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 примечания к указанному Перечню (приложение N 1) установлены условия выплаты указанной надбавки.
В частности, подпунктом "а" определено, что выплата надбавки производится при условии, что предусмотренные в штате воинской части по занимаемой военнослужащим воинской должности номер военно-учетной специальности и код воинской должности (шесть цифр) совпадают с номером военно-учетной специальности и кодом воинской должности, указанными в этом Перечне.
Подпунктом "б" установлено, что надбавка выплачивается, если воинские должности, перечисленные в Перечне, содержатся в поименованных подразделениях, воинских частях и других организациях (учреждениях).
В указанном подпункте перечислены как конкретные наименования авиационных воинских частей, подразделений и организаций, так и их виды и категории, существующие в Вооруженных Силах РФ.
Обязательным условием, нашедшим отражение в подпункте "в" пункта первого примечания, является также фактическое выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению безопасности полетов самолетов и вертолетов либо обязанностей, связанных с их техническим обслуживанием и ремонтом.
Вторым пунктом примечания к Перечню установлено, что надбавка за особые условия военной службы не выплачивается авиационным специалистам, занимающим воинские должности в воинских частях и подразделениях, не указанных в примечании 1 к этому Перечню.
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов позволяет прийти к следующим выводам.
Оспариваемые заявителем нормы приказа Министра обороны РФ от 1 августа 2003 года N 042 полностью соответствуют положениям изложенного выше п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым Министр обороны РФ обладает полномочиями не только устанавливать дополнительные выплаты, не предусмотренные федеральным законом, но и определять порядок и условия их начисления.
Именно в силу данных полномочий Министр обороны в обжалуемом приказе поставил выплату надбавки в зависимость от важности выполнения военнослужащими своих должностных обязанностей по обеспечению безопасности полетов самолетов и вертолетов, а также их техническому обслуживанию и ремонту определенными авиационными воинскими формированиями.
Равным образом не противоречит закону и указание, запрещающее выплату надбавки авиационным специалистам, проходящим службу в тех частях и подразделениях, которые таких задач не выполняют.
Кроме того, оценка важности выполнения задач определенными воинскими формированиями или категориями военнослужащих и соответственно включение их в соответствующие перечни входят в исключительную компетенцию Министра обороны РФ, который в силу подпункта 4 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, координирует строительство и применение войск, воинских формирований и органов в интересах обороны государства.
Таким образом, оспариваемый приказ Министра обороны РФ по указанным в заявлении Д. основаниям законодательству Российской Федерации не противоречит.
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 8 июня 2005 года N ВКПИ05-9
по заявлению Д.
Преподаватели кафедры физической подготовки и спорта военной академии не имеют права на ежемесячную надбавку за важность выполняемых задач
Г. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором оспаривал законность приказа Министра обороны РФ от 15 марта 2003 г. N 87 "Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач некоторым категориям военнослужащих" в части исключения из этой категории военнослужащих профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки и спорта.
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 9 ст. 13, установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а также в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим, которые устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Министр обороны Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, издал приказ от 15 марта 2003 г. N 87 "Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач некоторым категориям военнослужащих", которым утверждены Перечень воинских должностей руководящего и профессорско-преподавательского состава, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за важность выполняемых задач по обучению слушателей для замещения воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, и Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач по обучению слушателей для замещения воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами с высшей военной оперативно-тактической подготовкой.
В приказе Министра обороны РФ идет речь только о воинских должностях руководящего и профессорско-преподавательского состава, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за важность выполняемых задач по обучению слушателей для замещения воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами с высшей военной оперативно-тактической подготовкой.
Должность же "старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта"", которую занимает Г., как это видно из Перечня, в него не включена.
Приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляют Министру обороны РФ право, а не обязанность, исходя из объема ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на выплату денежного довольствия военнослужащим, устанавливать дополнительные выплаты. Оценка важности выполняемых задач конкретными воинскими частями или категориями военнослужащих и включение их в соответствующие перечни являются исключительной компетенцией Министра обороны РФ.
Поэтому утверждение Г. о том, что указание в Перечне об исключении кафедры физической подготовки и спорта нарушает его право на получение ежемесячной денежной компенсации, является ошибочным.
Таким образом, поскольку оспариваемый пункт приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, а также тот факт, что Министр обороны Российской Федерации действовал в рамках предоставленных ему прав и в пределах выделенных ассигнований, заявление Г. удовлетворению не подлежит.
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 9 июня 2005 года N ВКПИ05-52
по заявлению Г.
Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень закрытых военных городков, действовало в пределах своей компетенции
1 июня 2000 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К их числу отнесен и военный городок N 76.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения военного городка N 76 к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
По мнению заявителя, указанный городок не обладает признаками закрытого, то есть не является отдельным, обособленным, не имеет системы пропусков.
Верховный Суд РФ нашел заявление В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, по представлению Министерства обороны Российской Федерации, то есть с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих", был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок N 76.
При этом Правительство Российской Федерации, утверждая этот Перечень, действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
То обстоятельство, что в военном городке N 76 отсутствует пропускная система, не свидетельствует о том, что этот городок не является отдельным и обособленным, поскольку, как указано выше, целью утверждения Перечня закрытых военных городков является закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого фонда.
Отсутствие же системы пропускного режима и другие нарушения статуса закрытого военного городка указывают только на то, что воинские должностные лица военного гарнизона не принимают необходимых мер для приведения территории данного городка в соответствие с предъявляемыми к ней требованиями.
Такое же решение Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла 10 июня 2005 года и по заявлению Н. (N ВКПИ05-46).
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 10 июня 2005 года N ВКПИ05-46
по заявлению В.
Определения по уголовным делом
Приговор изменен в связи с последующей декриминализацией части действий виновного
По приговору Северо-Кавказского окружного военного округа от 3 октября 2000 года В. лишен свободы по ст. ст. 30 и 158, ч. 1, УК РФ на один год и шесть месяцев, по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ на одиннадцать лет, а по совокупности совершенных преступлений на двенадцать лет в исправительной колонии строгого режима.
В. признан виновным в покушении на кражу, а также в умышленном причинении смерти другому человеку, совершенном с целью скрыть другое

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 8690/05 от 25.10.2005 Производство по делу о признании незаконным экспертного заключения об оценке имущества прекращено как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оценка имущества должника, проведенная по данному делу независимым оценщиком в рамках исполнительного производства, носит рекомендательный характер и не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска.  »
Общая судебная практика »
Читайте также