[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ n А23-2748/03А-5-254 от 10 - 14.11.2003] О признании недействующим подпункта 10 пункта 3 Положения о налоге на перепродажу автомобилей, утвержденного решением городской Думы муниципального образования Город Киров и Кировский район Калужской области от 28.07.03 n 293.

РЕШЕНИЕ
от 10, 14 ноября 2003 года
Дело N А23-2748/03А-5-254
(извлечение)
Арбитражный суд Калужской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Кировский завод", г. Киров Калужской области, к администрации муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области (далее - администрация) о признании недействующим Положения о налоге на перепродажу автомобилей, утвержденного решением городской Думы муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области от 28.07.03 N 293,
установил:
ОАО "Кировский завод" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействующим Положения о налоге на перепродажу автомобилей (далее - Положение), утвержденного решением городской Думы муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области от 28.07.03 N 293.
В обоснование своих требований ОАО "Кировский завод" сослалось на то, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку неправомерно возлагает обязанность по внесению налога на перепродажу автомобилей в местный бюджет.
По мнению ОАО "Кировский завод", оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует: статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации - не определены налоговый период, объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления налога на перепродажу автомобилей и срок его уплаты; статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации - нарушен срок введения в действие нормативного правового акта; статье 35 Конституции Российской Федерации - приобретение права собственности на автомобиль обусловлено уплатой налога на перепродажу автомобилей. Кроме того, по мнению ОАО "Кировский завод", чистая прибыль не может являться источником уплаты данного налога.
Представитель ОАО "Кировский завод" в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. В ходе судебного разбирательства представитель ОАО "Кировский завод" пояснил, что в 2003 году предприятие не уплачивало в местный бюджет налог на перепродажу автомобилей.
Администрация муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области заявленные ОАО "Кировский завод" требования в отзыве не признала. В судебном заседании представитель администрации требования ОАО "Кировский завод" в части признания недействующим подпункта 10 пункта 3 Положения признал, так как подпункт 10 пункта 3 Положения не соответствует действующему законодательству. Представитель администрации пояснил, что вопрос о признании недействующим подпункта 10 пункта 3 Положения будет дополнительно рассмотрен в ноябре 2003 года городской Думой муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области, о чем ею будет вынесено соответствующее решение. Остальную часть заявленных ОАО "Кировский завод" требований представитель администрации не признал, возражая против их удовлетворения и ссылаясь на соответствие нормативного акта действующему законодательству.
Проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления, исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением городской Думы муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области (далее - городская Дума) от 28.07.03 N 293 утверждена новая редакция Положения о налоге на перепродажу автомобилей.
ОАО "Кировский завод" является юридическим лицом, имеющим право осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Калужской области.
ОАО "Кировский завод", полагая, что данный нормативный правовой акт органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании указанного акта недействующим.
В соответствии со статьей 2 Закона Калужской области от 25.07.95 N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области" нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Статьей 6 этого Закона предусмотрено, что нормативный правовой акт принимается соответствующим правотворческим органом, сфера его действия ограничивается территорией Калужской области или соответствующей территорией местного самоуправления.
Согласно статье 17 указанного Закона Положение - нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с законодательством и регулирующий деятельность субъектов права, находящихся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области.
По мнению суда, оспариваемый акт является нормативным, так как издан в установленном порядке правомочным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поэтому дело об оспаривании ОАО "Кировский завод" нормативного правового акта органа местного самоуправления с учетом правового статуса участников отношений и характера спора подведомственно арбитражному суду.
Согласно статье 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
На основании пункта 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим данному Кодексу, если такой акт:
издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом;
изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими данному Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных выше.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
В соответствии со статьей 3 названного Закона (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) статьи 13, 14 и 15 Кодекса, предусматривающие виды налогов, вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что налог на перепродажу автомобилей отнесен к местным налогам. Налог на перепродажу автомобилей уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 процентов суммы сделки. Согласно пункту 4 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" данный налог может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указанный налог уплачивается предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
В период спорных правоотношений указанная статья не признана утратившей силу.
Как установлено судом, предмет, по которому принято оспариваемое Положение, относится к ведению местного самоуправления.
Статьей 6 Федерального закона от 25.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 132 Конституции Российской Федерации установление местных налогов и сборов отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят 28.08.1995, а не 25.08.1995.
------------------------------------------------------------------
Согласно статье 4 Устава муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области в муниципальном образовании образуются следующие органы местного самоуправления: представительный орган - городская Дума муниципального образования; исполнительный орган - администрация муниципального образования.
Администрация муниципального образования является юридическим лицом (ст. 7 Устава).
В соответствии со статьями 5 и 23 Устава муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области местные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Думы и ею устанавливаются.
Статьей 6 Устава предусмотрено, что глава подписывает принятые Думой нормативно-правовые акты.
В соответствии с указанными законодательными актами решением городской Думы от 06.06.01 N 75 был введен на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области налог на перепродажу автомобилей, а также утверждено Положение о данном налоге.
Решением городской Думы от 28.07.03 N 293 утверждена новая редакция Положения о налоге на перепродажу автомобилей.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят городской Думой в пределах ее компетенции об установлении местных налогов и сборов.
Согласно пункту 4 решения от 28.07.03 N 293 данное решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования в кировской муниципальной газете "Знамя труда", но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по данному налогу, и действует до 1 января 2004 г.
Данный акт опубликован 9 августа 2003 г. в кировской муниципальной газете "Знамя труда" N 95-96.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Сопоставление первоначального и нового текстов Положения позволяет сделать вывод о том, что порядок вступления в силу решения городской Думы от 28.07.03 N 293, изложенный в пункте 4 данного решения, соответствует абзацу первому пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, так как налог на перепродажу автомобилей был фактически ранее введен на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области решением городской Думы от 06.06.01 N 75. Оспариваемый нормативный правовой акт новый налог на перепродажу автомобилей не установил, а только внес изменения в ранее действующее Положение о налоге на перепродажу автомобилей.
Исходя из положений статьи 17 Налогового кодекса, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения;

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 82-Г03-12 от 10.11.2003] Заявление о признании частично противоречащими федеральному законодательству Законов Курганской области от 01.02.2002 n 144 и от 26.11.2002 n 254 удовлетворено правомерно, так как оспариваемые нормативные акты приняты Курганской областной Думой с превышением своих полномочий.  »
Общая судебная практика »
Читайте также