[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 22-Г03-12 от 03.11.2003] В удовлетворении заявления об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания, отмене результатов выборов и назначении повторных выборов отказано правомерно, так как выборы проведены в соответствии с действующим законодательством, без нарушений, которые не позволили бы с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2003 года
Дело N 22-Г03-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 3 ноября 2003 года гражданское дело по кассационной жалобе Шанаевой С.А. на решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 4 июля 2003 г. по заявлению Шанаевой С.А. об отмене постановления ЦИК РСО - Алания от 21 мая 2003 г., отмене результатов выборов по Плиевскому избирательному округу N 27 и назначении повторных выборов по Плиевскому избирательному округу N 27, которым Шанаевой С.А. в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
11 мая 2003 года состоялись выборы депутата Парламента РСО - Алания по Плиевскому избирательному округу N 27.
По результатам повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке N 152 по Плиевскому избирательному округу N 27 Центральная избирательная комиссия РСО - Алания (ЦИК) приняла постановление от 21 мая 2003 г. N 85/287 о проведении повторного голосования по двум кандидатам в депутаты Парламента РСО - Алания - Караеву М.Т. и Цкаеву Х.С.
Постановлением от 5 июня 2003 г. N 80/304 ЦИК РСО - Алания признала избранным в результате повторного голосования Караева М.Т.
Кандидат в депутаты Парламента РСО - Алания по Плиевскому избирательному округу N 27 Шанаева С.А. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления ЦИК РСО - Алания от 21 мая 2003 г. N 85/287, об отмене результатов выборов по Плиевскому избирательному округу N 27 и назначении повторных выборов депутата Парламента РСО - Алания по этому округу.
В обоснование своих требований Шанаева С.А. сослалась на допущенные, по ее мнению, нарушения избирательного законодательства, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. К таковым Шанаева С.А. отнесла нарушения правил формирования участковых избирательных комиссий N 151, 152, 142, проведение предвыборной агитации в пользу кандидата Караева М.Т. председателем участковой избирательной комиссии (УИК) N 142 Дзгоевой Ф.З., подкуп кандидатом в депутаты Караевым М.Т. избирателей, обнаружение в стационарной урне для голосования на избирательном участке N 152 16 "лишних" избирательных бюллетеней и на избирательном участке N 142 - 13 "лишних" избирательных бюллетеней, несдачу председателем УИК N 152 Комаевой Р.А. печати комиссии в окружную избирательную комиссию (ОИК) N 27 после голосования 11 мая 2003 г., массовый подвоз избирателей к избирательным участкам, необеспечение возможности участия в голосовании избирателям на избирательных участках N 151 и N 152.
Представители ЦИК РСО - Алания, окружной избирательной комиссии N 27, участковых избирательных комиссий N 142, 151, 152 Митрофанова Т.А., Токаев А.Б., Дзгоева Ф.З., Амбалова Н.Х., Комаева Р.А. полагали, что требования заявителя являются необоснованными, и пояснили, что выборы проведены в соответствии с действующим законодательством, без нарушений, которые не позволили бы с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Решением Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 4 июля 2003 г. Шанаевой С.А. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Шанаевой С.А. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания", п. 5 ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 4 и 11 членов участковой избирательной комиссии N 152 являются учителями общеобразовательных школ.
Однако согласно Реестру Муниципальных должностей РСО - Алания от 23.08.2000, Реестру государственных должностей государственной службы РСО - Алания от 19.09.2002 учителя школ не являются государственными или муниципальными служащими.
Статья 24 (п. 1 пп. "к" и "п") Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" устанавливает, что членом избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов; супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов.
Судом установлено, что Тогузов О.Б. - председатель участковой избирательной комиссии N 151 был освобожден от обязанностей члена комиссии по решению окружной избирательной комиссии N 27 от 30.04.2003 по состоянию здоровью на основании его личного заявления, в связи с чем ссылка на его родственные отношения с кандидатом Караевым М.Т. не имеет правового значения в данном случае.
Правильно при принятии решения суд исходил также из того, что не представлено доказательств заявителем о том, что член участковой избирательной комиссии N 152 Караева Н.К. является близкой родственницей кандидата Караева М.Т.
В то же время судом было установлено, что член УИК N 142 Моргоева З.З. и председатель этой комиссии Дзгоева Ф.З. являются родными сестрами. Однако суд обоснованно указал в решении, что действующее избирательное законодательство не предусматривает ограничений на включение в состав комиссии близких родственников.
В соответствии с пп. "д" п. 5 ст. 48 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" членам избирательных комиссий с правом решающего голоса запрещается проводить предвыборную агитацию.
Судом установлено, что в газете "Жизнь Правобережья" N 63-64 от 08.05.2003 опубликовано обращение к избирателям о поддержке кандидатов в депутаты, в том числе кандидата Караева М.Т. Под данным обращением стоят фамилии 11 членов Народной партии РФ, работников образования Правобережного района, в том числе председателя участковой избирательной комиссии N 142 Дзгоевой Ф.З.
В судебном заседании Дзгоева Ф.З. показала, что данное обращение к избирателям района она не подписывала, а об опубликовании его в газете "Жизнь Правобережья" ей стало известно уже после выборов.
Допрошенная в суде представитель газеты "Жизнь Правобережья" Баскаева Э.А. пояснила, что действительно под поступившим в газету обращением членов Народной партии РФ указана фамилия Дзгоевой Ф.З., но подпись ее отсутствует. Данный факт подтвержден оригиналом обращения, представленным Баскаевой Э.А. в суд.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что предвыборную агитацию Дзгоева Ф.З. не проводила.
Как обоснованно указал суд в решении, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и доводы заявителя о том, что кандидат Караев М.Т. через газету "Жизнь Правобережья" N 54 от 17.04.2003 осуществлял подкуп избирателей, обещая им согласно итогам голосования построить АТС в c. H. Батако; школе N 4 г. Беслана приобрел музыкальный центр, а также обещал другим организациям материальные блага в случае его избрания.
В соответствии с п. 2 ст. 55 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей.
Согласно п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 32 и п. 1 ст. 49 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" агитационный период для кандидатов в депутаты Парламента РСО - Алания начался 7 марта 2003 г.
Как установлено судом, из статьи "Совестью никогда не торговал", опубликованной Центром по поддержке кандидата в депутаты Караева М.Т. в вышеуказанном номере газеты "Жизнь Правобережья", а также писем АМС c. H. Батако от 25 декабря 2002 г. и от 17 января 2003 г. следует, что с просьбой о замене водяного насоса, а также оказании содействия в замене и расширении телефонной станции c. H. Батако администрация села обращалась к Караеву М.Т. задолго до выборов как к директору ООО "Дельта".
Согласно письму филиала ОАО "ЮТК" "Севосетинэлектросвязь" от 30 июня 2003 г. приобретение и монтаж АТС в с. Н. Батако осуществляется на основании контракта, заключенного в апреле 2002 г., и за счет средств этой организации.
Директор школы N 4 г. Беслана Джимиева Л.Б. показала, что музыкальный центр для школы был приобретен на средства ООО "Дельта" в ноябре 2002 г., то есть также задолго до предвыборной кампании.
Не нашло подтверждение в суде и то обстоятельство, что при проведении итогов голосования на избирательном участке N 152 в стационарной урне для голосования выявлено 16 "лишних" избирательных бюллетеней. В обоснование своих доводов Шанаева С.А. ссылалась на акт, составленный членами участковой избирательной комиссии N 152, протокол об итогах голосования на избирательном участке N 152 от 12 мая 2003 г., составленный в 4.50 утра, а также на особое мнение члена участковой избирательной комиссии N 152 Абиевой З.Б., которое, по ее мнению, в нарушение закона участковой избирательной комиссией N 152 не рассматривалось.
Между тем судом установлено, что представленный акт о выявлении 16 "лишних" избирательных бюллетеней подписан только одним членом участковой избирательной комиссии - Абиевой З.Б., в связи с чем он правильно не был положен в основу решения суда.
Согласно п. 24 ст. 70 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" при подписании протокола об итогах голосования члены избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.
Абиева З.Б. в суде не отрицала тот факт, что при подписании протокола об итогах голосования она не присутствовала.
Из показаний председателя УИК N 152 Комаевой Р.А. и председателя ОИК N 27 Токаева А.Б. следует, что особое мнение Абиевой З.Б. и акт были представлены в окружную избирательную комиссию N 27 только 13 мая 2003 г.
В соответствии с п. 23 ст. 70 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" протокол об итогах голосования является действительным, если он подписан большинством от установленного количества членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Представленный заявителем протокол об итогах голосования, как обоснованно указал суд, не соответствует приведенным выше требованиям закона: он подписан одним из одиннадцати членов участковой избирательной комиссии N 152 с правом решающего голоса. Следовательно, данный протокол является недействительным.
Нарушением закона Шанаева С.А. считала и то, что окружной избирательной комиссией N 27 ей было отказано в проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке N 152.
Согласно п. 1 ст. 82 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" и п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия до определения ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии и принять решение о повторном подсчете голосов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 12 мая 2003 г. окружная избирательная комиссия N 27 определила результаты выборов по Плиевскому избирательному округу N 27. Поэтому назначить повторный подсчет голосов избирателей она уже была не вправе в силу названной выше нормы права.
Кроме того, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 14 ст. 71 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" принятие решения о назначении повторного подсчета голосов является правом, а не обязанностью избирательной комиссии.
Как правильно указал суд в решении, не подтверждаются материалами дела и доводы Шанаевой С.А. о том, что постановление ЦИК РСО - Алания от 21 мая 2003 г. N 85/287 не соответствует ни по форме, ни по содержанию ее обращению в ЦИК РСО - Алания. Из материалов дела видно, что в своем заявлении от 15.05.2003 в ЦИК РСО - Алания Шанаева С.А. просила о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке N 152. ЦИК РСО - Алания удовлетворила это заявление Шанаевой С.А. и обязала участковую избирательную комиссию N 152 провести повторный подсчет голосов.
По результатам повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке N 152 было выявлено, что из стационарной урны для голосования извлечено на 3 бюллетеня больше, чем выдано избирателям по списку.
Согласно п. 5 ст. 70 Закона РСО - Алания "О выборах депутатов Парламента РСО - Алания" число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей.
Председатель участковой избирательной комиссии N 152 Комаева Р.А. в суде пояснила, что выборы в Парламент Республики 11 мая 2003 года проходили совместно с выборами в органы местного самоуправления, избиратель получал 4 бюллетеня для голосования и должен был ставить соответственно 4 подписи в списке избирателей и, возможно, из-за недостаточного контроля членов участковой избирательной комиссии, выдававших избирательные бюллетени, некоторые избиратели не проставили свои подписи в соответствующих графах списка избирателей.
По результатам повторного подсчета голосов на избирательном участке N 152 итоги выборов 11 мая 2003 года изменились незначительно: количество голосов избирателей, отданных за кандидата в депутаты Парламента РСО - Алания Караева, - на 4, за кандидата Таутиеву увеличилось на 1, за кандидата Мсоева - на 3, что не повлияло на общий итог голосования.
Правильно признана несостоятельной ссылка заявителя на то, что при повторном подсчете голосов избирателей печать участковой избирательной комиссии N 152 была извлечена Комаевой Р.А. из сумки и это доказывает, что печать не была сдана участковой комиссией со всей документацией после 11 мая 2003 года в окружную комиссию, а затем - в ЦИК РСО - Алания.
При этом суд исходил из показаний

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 22-Г03-13 от 03.11.2003] Заявление о признании незаконными постановлений Центральной избирательной комиссии удовлетворено, так как решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей может быть принято избирательной комиссией не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов и только до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов.  »
Общая судебная практика »
Читайте также