[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] Фискалам запретили создавать черные списки.

Министерство РФ по налогам и сборам обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании недействительным решения МАП РФ от 11 октября 2002 г.
Этим решением МАП РФ обязывало налоговое ведомство признать утратившим силу Письмо МНС РФ от 10 сентября 2001 г. N ВГ-14-03/109дсп и прекратить действия, препятствующие деятельности отдельных финансовых организаций на рынке финансовых услуг. По мнению МНС РФ, решение МАП нарушало ст. 12 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", ущемляло права налоговиков.
Обжалуя решение МАП РФ, заявитель указывал, что оно вынесено с нарушением предоставленных ответчику законодательством полномочий и что выводы Комиссии МАП РФ о нарушении МНС РФ законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг являются необоснованными и не подкрепленными какими-либо доказательствами. Кроме того, МНС РФ обращало внимание суда на то, что в оспариваемом решении не записано, в чем конкретно выразились действия МНС РФ, нарушившие законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
МНС России также считает, что его акты, касающиеся налогоплательщиков - традиционных экспортеров, не затрагивают прав и интересов иных налогоплательщиков, кредитных организаций и других лиц и, кроме того, вообще не связаны с деятельностью кредитных организаций. Действия МНС России могут быть расценены как ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг только в случае нарушения МНС России законодательства РФ. Установление же МНС России определенного порядка проведения проверок обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в рамках ст. 176 НК РФ не являлись, по мнению заявителя, действиями, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.
МНС России указывало, что решение МАП России, по сути, запрещает осуществлять контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков, осуществляющих расчеты через банки, нарушает права налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля и препятствует исполнению возложенной на них обязанности по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налоговики усмотрели в действиях антимонопольного министерства покушение на предоставленное МНС России ст. 4 Налогового кодекса РФ право на издание обязательных для своих подразделений приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано. Суд апелляционной инстанции оставил это решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебных разбирательствах по делу установлено, что решением Комиссии МАП РФ от 11 октября 2002 г. МНС России признано нарушившим ст. 12 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ. Нарушение это выражалось совершением действий, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг, препятствующих деятельности отдельных финансовых организаций по предоставлению финансовых услуг отдельным лицам, занятым поставками товаров, оказанием услуг и выполнением работ, облагаемых в соответствии с налоговым законодательством РФ по налоговой ставке 0%, и тем самым ущемляющих интересы таких финансовых организаций.
Комиссия решила, что письмо МНС России от 10 сентября 2001 г. N ВГ-14-03/109дсп должно быть признано утратившим силу как не соответствующее ст. 12 вышеназванного Федерального закона в части установления требования к предпринимателям "не осуществлять расчеты с поставщиками и с бюджетом через банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость", и обязала МНС России прекратить совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг. В качестве таких действий рассматривалось издание ведомственных документов (писем, телеграмм и др.) и формирование списков, препятствующих деятельности отдельных финансовых организаций по предоставлению финансовых услуг отдельным лицам, деятельность которых связана с поставками товаров, оказанием услуг и выполнением работ, облагаемых в соответствии с налоговым законодательством РФ по налоговой ставке 0%, и тем самым ущемляющих интересы таких финансовых организаций.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ ненормативный акт госоргана, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, который незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" федеральные органы исполнительной власти обязаны в соответствии с решениями и предписаниями антимонопольного законодательства отменить акт, не соответствующий антимонопольному законодательству.
Доводы заявителя о том, что ответчик вынес оспариваемое решение с превышением предоставленных ему полномочий, суд признал несостоятельными, поскольку они опровергаются положениями п. 2 ст. 22, ст. 28, п. 1 ст. 30 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ, а также п. п. 3.9 - 3.11 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, утв. Приказом МАП России от 15 сентября 2000 г. N 707, зарегистрированных в Минюсте России 26 января 2001 г. за N 2550.
Ответчик обладает законными полномочиями направлять в Правительство РФ предложения об отмене принятых федеральным органом исполнительной власти нормативных правовых актов или о приостановлении их действия.
Своим Письмом N 3-П13-1385дсп от 21 июля 2003 г. МНС России сообщило Правительству РФ о том, что требование МАП России о недопущении действий, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг, выполнено.
Статья 12 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" запрещает федеральным органам исполнительной власти устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их представляют, а также предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.
Письмом МНС России, в отношении которого принято оспариваемое решение, создан институт традиционных экспортеров, которым предоставлена льгота - сокращенный срок проверки обоснованности возврата сумм НДС из бюджета. При этом одним из критериев для отнесения организации к традиционным экспортерам данным Письмом установлено требование не осуществлять расчеты с поставщиками и с бюджетом через банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость.
Суд установил, что этим Письмом заявитель создал для одних банков угрозу потери клиентов, заинтересованных получить статус традиционного экспортера, а для других - благоприятные условия, привлекающие новых клиентов. Такие требования МНС РФ нарушили ст. 12 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Доводы МНС России о том, что решение МАП России запрещает осуществлять контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков, нарушает права налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля и препятствует исполнению возложенных на налоговые органы обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, не соответствуют смыслу оспариваемого акта МАП России и являются необоснованными.
Запреты ст. 12 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" направлены на достижение конституционных целей поддержки конкуренции и недопустимости монополизации и преимущественного положения каких-либо финансовых организаций. Эти запреты не умаляют независимый статус МНС России и не нарушают его законные полномочия. Довод заявителя о том, что решение МАП России нарушает право МНС России, предоставленное ст. 4 НК РФ, на издание обязательных для своих подразделений приказов, инструкций и методических указаний, связанных с налогообложением и сборами, также является необоснованным, поскольку решение МАП России ни в коей мере не мешает осуществлять МНС России возложенные на него функции.
Решение Арбитражного суда города Москвы вступило в законную силу и в кассационном порядке МНС России пока не обжаловалось.
Заместитель руководителя
секретариата председателя
Арбитражного суда
г. Москвы
А.РЕМИГАЙЛО

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 15-о03-32 от 31.10.2003] Действия лиц по изготовлению и реализации фальсифицированных лекарственных средств под видом подлинных обоснованно квалифицированы по п. п. а, б ч. 3 ст. 159 УК РФ.  »
Общая судебная практика »
Читайте также