[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 02.10.2003] О признании недействующим пункта 3.1 постановления Совета народных депутатов города Березовского от 29.01.03 n 78 О внесении изменений и дополнений в постановление Совета народных депутатов от 28.08.02 n 56 Об утверждении Положений О местных налогах и сборах как противоречащего положениям подпункта х пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации.

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2003 года
Дело N А27-7977/2003-5
(извлечение)
Арбитражный суд Кемеровской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Кемеровской области, г. Кемерово, к Совету народных депутатов города Березовского, третье лицо: администрация города Березовского, о признании частично недействующим нормативного правового акта,
установил:
заместитель прокурора Кемеровской области в порядке статьи 52 АПК РФ заявил о признании недействующим пункта 3.1 постановления Совета народных депутатов города Березовского от 29.01.03 N 78 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета народных депутатов от 28.08.02 N 56 "Об утверждении Положений "О местных налогах и сборах".
Заявленное требование обосновано тем, что Положение о сборе за уборку территорий утверждено оспариваемым пунктом нормативного правового акта в нарушение требований статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность представительных органов местного самоуправления принимать правовые акты о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке взимания в бюджет сбора за уборку территорий плательщиками сбора определены юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе зарегистрированные за пределами города Березовского и осуществляющие деятельность на территории города через обособленные подразделения.
Между тем определение в данном случае круга плательщиков сбора противоречит подпункту "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.11.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 31.12.02), устанавливающему, что сбор за уборку территорий населенных пунктов вносят как юридические, так и физические лица, являющиеся владельцами строений.
Исключение из числа плательщиков физических лиц, в том числе и занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, нарушает основные начала статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, характеризующиеся признанием всеобщности и равенства налогообложения.
Совет народных депутатов города Березовского в отзыве от 30.09.03 и его представитель в заседании суда заявленное требование не признали, полагая, что сбор за уборку территории города установлен органом местного самоуправления в соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", положениями статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах компетенции.
Круг плательщиков сбора определен с учетом целесообразности.
Третье лицо (администрация города Березовского) возражения Совета народных депутатов поддержало.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил: в силу положений Устава города Березовского (п. 3.6 ст. 11) установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям Совета народных депутатов.
29.01.03 Совет народных депутатов города Березовского принял постановление N 78 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета народных депутатов от 28.08.02 N 56 "Об утверждении Положений "О местных налогах и сборах".
Согласно пункту 3.1 названного выше постановления установлен сбор за уборку территорий, плательщиками которого в соответствии с пунктом 2.1 Положения, утвержденного постановлением N 78, являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе зарегистрированные за пределами города Березовского и осуществляющие деятельность на территории города через обособленные подразделения. Круг плательщиков сбора, определенный Советом народных депутатов города Березовского, противоречит подпункту "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.11.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 31.12.02), устанавливающему, что сбор за уборку территорий населенных пунктов вносят как юридические, так и физические лица, являющиеся владельцами строений.
Оценивая изложенное, суд исходит из положений статьи 7 Федерального закона от 27.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.02.02 N 31-ФЗ), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ), которыми определено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ).
------------------------------------------------------------------
В рассматриваемом случае вопросы о плательщиках сбора и его размере урегулированы самим Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а органы местного самоуправления согласно пункту 4 статьи 21 названного Закона правомочны лишь устанавливать данный сбор.
С учетом изложенного требование заместителя прокурора Кемеровской области признается обоснованным.
Одновременно суд отмечает, что доводы заявителя о нарушении Советом народных депутатов города Березовского положений статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации не приняты, поскольку не подтверждены доказательствами.
Суд
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3.1 постановления Совета народных депутатов города Березовского от 29.01.03 N 78 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета народных депутатов от 28.08.02 N 56 "Об утверждении Положений "О местных налогах и сборах" как противоречащий положениям подпункта "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ n 393-О от 02.10.2003] В принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 3 статьи 22 Закона Российской Федерации О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров отказано, поскольку разрешение подобных вопросов является прерогативой арбитражного суда в соответствии с его компетенцией, установленной Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.  »
Общая судебная практика »
Читайте также