[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] Заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств удовлетворено, так как сумма налога, уплаченная после 10.04.2002 по ставкам, установленным областным законом, подлежит зачету в соответствии с Налоговым кодексом РФ, поскольку определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 n 104-О областной закон признан не соответствующим Конституции РФ.

ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГ"
Арбитражный суд Кемеровской области рассмотрел иск ЗАО "Транспортно-экспедиционная контора" (далее ЗАО "ТЭК") к Инспекции МНС по г. Кемерово о признании незаконным бездействия налогового органа.
Суть дела в том, что 16 декабря 2002 г. ЗАО "ТЭК" обратилось в местную ИМНС с заявлением о возврате излишне уплаченной в 2002 г. суммы налога с владельцев транспортных средств. Это требование было мотивировано тем, что при прохождении государственного техосмотра ЗАО "ТЭК" в соответствии с Законом Кемеровской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 20 июля 1998 г. N 40-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области" от 19 ноября 2001 г. N 91-ОЗ уплатило налог с владельцев транспортных средств по ставкам, предусмотренным областным Законом, т.е. по 20 руб. за 1 л/с с автомобилей, имеющих двигатель мощностью до 100 л/с; по 40 руб. за 1 л/с с автомобилей, имеющих двигатель мощностью до 150 л/с; по 48 руб. за 1 л/с с автомобилей, имеющих двигатель мощностью до 200 л/с, и по 52 руб. за 1 л/с с автомобилей, имеющих двигатель мощностью до 250 л/с. Всего ЗАО "ТЭК" уплатило 91,9 тыс. руб.
В соответствии с Определением КС РФ "По жалобе гражданина Борисова А.Б. на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 10 апреля 2002 г. N 104-О и ст. 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 г." и Определением КС РФ "По запросу КС Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 10 апреля 2002 г. N 107-О положения Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 9 октября 1991 г. N 1759-1, позволяющие законодательным органам субъектов РФ увеличивать ставку налога с владельцев транспортных средств, они признаны неконституционными и, соответственно, не подлежащими применению.
В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона РФ "О конституционном суде РФ" от 21 июля 1994 г. (в ред. от 15 декабря 2001 г.) N 1759-1 решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Таким образом, ЗАО "ТЭК" должно было уплачивать налог по ставкам, установленным федеральным законом, а не по ставкам, установленным областным Законом и превышающим федеральные в десять раз.
В результате применения недействующей ставки налога ЗАО "ТЭК" излишне уплатило 82,71 тыс. руб.
Несмотря на то, что обоснованность требования налогоплательщика признана даже самим МНС РФ и явно выражена в Письме МНС от 16 октября 2002 г. N 21-4-06/132-АИ-336, налоговый орган, обязанный вернуть налогоплательщику излишне уплаченный налог в срок, не превышающий одного месяца, свою обязанность не выполнил и никаких возражений не представил.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 78 НК РФ, ст. ст. 197 - 201 АПК РФ, истец просил суд обязать ИМНС РФ по г. Кемерово устранить допущенное нарушение - вернуть ЗАО "ТЭК" сумму излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств и проценты за неправомерное пользование средствами налогоплательщика. Позднее заявитель изменил предмет иска и просил обязать инспекцию МНС РФ зачесть сумму излишне уплаченного налога в сумме 82,71 тыс. рублей в счет будущих обязательств платежей в областной бюджет.
Представитель налогового органа требования не признала, полагая, что сумма уплаченного налога возврату не подлежит.
Суд посчитал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сумма налога с владельцев автотранспортных средств, уплаченная после 10 апреля 2002 г. по ставкам налога, установленным Законом Кемеровской области, подлежит зачету в соответствии со ст. 78 НК РФ, поскольку Определением КС РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О он признан не соответствующим Конституции РФ.
Так как сумма налога с владельцев автотранспортных средств уплачена после 10 апреля 2002 г., то на основании ст. 78 НК РФ налоговый орган должен был поставить в известность налогоплательщика о наличии у него переплаты, а у налогоплательщика возникло право на зачет предстоящих налоговых платежей суммы разницы между ставками налога, установленными законом субъекта РФ и федеральным законом.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 180, 181 АПК РФ, суд требования истца удовлетворил и обязал ИМНС по г. Кемерово в недельный срок со дня получения решения по делу произвести зачет излишне уплаченных сумм налога размере 82,71 тыс. руб. в счет предстоящих обязательных платежей в бюджет Кемеровской области.
Решение суда было обжаловано налоговиками. Но апелляционная инстанция не нашла оснований для его отмены.

[ВОПРОС-ОТВЕТ] У кого из участников хозяйственных отношений возникает обязанность по уплате налога с продаж, если наша организация работает по упрощенной системе налогообложения? Мы, являясь комиссионерами (комитенты работают по обычной системе налогообложения), передаем товары на субкомиссию (субкомиссионер также применяет обычную систему налогообложения). Субкомиссионер реализует товар населению за наличный расчет.  »
Общая судебная практика »
Читайте также