ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (по материалам Решения Европейского Суда по правам человека от 09.09.2003 n 65659/01) (Европейский Суд по правам человека и Российская Федерация: Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года, Норма, 2005) По делу обжалуется нарушение Статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод отказом властей произвести перерегистрацию партии-заявителя в качестве политической партии.

(Presidential party of Mordovia)
против Российской Федерации
(жалоба N 65659/01)
По материалам Решения
Европейского Суда по правам человека
от 9 сентября 2003 года
по вопросу приемлемости жалобы
(Вторая секция)
Европейский Суд по правам человека (Вторая секция), заседая 9 сентября 2003 г. Палатой в составе:
Ж.-П. Коста, Председателя Палаты,
А. Бака,
Г. Йорундссона,
Л. Лукайдеса,
К. Бырсана,
М. Угрехилидзе,
А. Ковлера, судей,
а также с участием Т.Л. Эрли, заместителя Секретаря Секции Суда,
принимая во внимание жалобу, поданную 12 сентября 2000 г.,
принимая во внимание доводы, представленные государством-ответчиком, и комментарии к ним, представленные заявителем,
заседая за закрытыми дверями,
принял следующее Решение:
ФАКТЫ
Президентская партия Мордовии (далее - партия-заявитель) - это общественно-политическая организация, основанная в Мордовии, автономной республике на западе центральной части России. В Европейском Суде ее интересы представлял ее председатель Василий Гуслянников.
А. Обстоятельства дела
1. Основание партии-заявителя и обращение о ее перерегистрации
15 марта 1994 г. Министерством юстиции Республики Мордовия была зарегистрирована республиканская общественно-политическая организация Республики Мордовия - Президентская партия Мордовии.
14 апреля 1995 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят новый Федеральный закон "Об общественных объединениях", который вступил в силу 19 мая 1995 г. В соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона все общественные организации, зарегистрированные до 19 мая 1995 г., должны были пройти процедуру перерегистрации и внести соответствующие изменения в свои уставы до 1 июля 1999 г.
30 июня 1999 г. в Министерство юстиции Республики Мордовия предоставлены документы для перерегистрации Президентской партии Мордовии. Партия-заявитель представила Устав объединения, который содержал следующие положения:
"2. Цели партии
2.1. Целями партии являются:
- содействие формированию свободного демократического общества в Республике Мордовия и России;
- укрепление единства России;
- борьба с сепаратизмом в Республике Мордовия;
- укрепление принципа разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви;
- создание сильной исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Мордовия, избираемым на основании прямых выборов, и интегрированной в исполнительную власть Российской Федерации;
- построение высокоразвитой рыночной экономики;
- стремление к установлению социальной защиты каждого.
При достижении вышеназванных целей партия занимается следующей деятельностью:
2.1.1. участвует в президентских, парламентских выборах и выборах в местные органы самоуправления в Республике Мордовия посредством подбора и выдвижения кандидатов и оказания им поддержки в ходе предвыборных кампаний;
2.1.2. осуществляет программы и инициативы, направленные на профессиональную подготовку, предоставляет помощь членам парламента и членам партии в области экономики, права, управления, средств массовой информации и поддержку при приготовлении и проведении предвыборных кампаний;
2.1.3. разрабатывает схему составления списка кандидатов и устанавливает ответственность партии за членов парламента, избранных от нее;
2.1.4. проводит предварительный отбор кандидатов для участия в выборах;
2.1.5. поддерживает группы своих членов в парламенте;
2.1.6. осуществляет помощь физическим лицам, общественным и частным организациям, научно-исследовательским и образовательным учреждениям в их деятельности, совпадающей с целями партии".
30 июня 1999 г. Министерство юстиции Республики Мордовия в своем письме отказало Президентской партии Мордовии в перерегистрации. Причины тому были указаны в письме, направленном партии-заявителю в этот же день. Министерство юстиции указало на то, что в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статьи 1 Закона Республики Мордовия от 10 июня 1996 г. "О приобретении общественным объединением регионального (общереспубликанского) статуса" для приобретения общественным объединением статуса республиканского общественного объединения оно должно иметь свои структурные подразделения на территории более половины районов и городов республиканского значения. Таким образом, подавая документы на перерегистрацию, объединение должно представить документы, подтверждающие наличие таких структурных подразделений. Партия-заявитель этого не сделала. Министерство юстиции далее отметило, что в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона уставы политических объединений должны содержать следующие цели: участие в политической жизни общества посредством оказания влияния на политическое волеизъявление граждан и его формированием, участие в выборах в государственные органы власти и местные органы самоуправления посредством выдвижения кандидатов и проведения их предвыборных кампаний и в формировании и деятельности указанных органов власти. Министерство юстиции отметило, что эти цели не отражены в Уставе партии-заявителя.
8 июля 1999 г. партия-заявитель подала новое заявление о ее перерегистрации в Министерство юстиции Республики Мордовия.
Статья 2 Устава партии-заявителя была дополнена следующим заявлением:
"2.1. Основной целью партии является участие в политической жизни общества посредством оказания влияния на политическое волеизъявление граждан и его формированием, участие в выборах в государственные органы власти и местные органы самоуправления посредством выдвижения кандидатов и проведения их предвыборных кампаний и в формировании и деятельности указанных органов власти".
На первой странице письма председатель партии-заявителя оспорил законность отказа в удовлетворении предыдущего заявления о перерегистрации. Во-первых, он обратил внимание министра юстиции Республики Мордовия на тот факт, что требование о подтверждении наличия территориальных структурных подразделений, закрепленное в статье 21 Федерального закона, применимо исключительно к международным, всероссийским или межрегиональным общественным организациям. Во-вторых, он оспорил соответствие Закона Республики Мордовия "О приобретении общественным объединением регионального (общереспубликанского) статуса" Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, Федеральному закону "Об общественных объединениях" и Международному пакту о гражданских и политических правах. В-третьих, он настаивал на том, что как первоначальная, так и исправленная версии Устава партии-заявителя содержали положения относительно участия партии-заявителя в политической жизни общества и в выборах.
19 июля 1999 г. заместитель министра юстиции Республики Мордовия проинформировал партию-заявителя о том, что она пропустила срок для перерегистрации. Партию-заявителя также уведомили о возможности оспорить предыдущий отказ в перерегистрации в суде.
2. Ликвидация партии-заявителя
В августе 1999 г. Министерство юстиции Республики Мордовия, ссылаясь на статью 52 Федерального закона, подало исковое заявление в Ленинский районный суд г. Саранска о ликвидации Президентской партии Мордовии на том основании, что она не была перерегистрирована. Председатель партии-заявителя подал встречную жалобу: он жаловался на необоснованный отказ в перерегистрации и просил обязать Министерство юстиции Республики Мордовия произвести перерегистрацию.
29 декабря 1999 г. Ленинский районный суд г. Саранска оставил без удовлетворения требование о ликвидации партии-заявителя. Суд изучил Устав партии-заявителя и указал, что партия-заявитель имела намерение принять участие в президентских, парламентских выборах и выборах в местные органы самоуправления в Республике Мордовия посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборных кампаний. Суд посчитал, что такая деятельность является "участием в политической жизни общества", и признал Устав партии-заявителя соответствующим цели части 1 статьи 21 Федерального закона. Далее суд принял во внимание предполагаемое неподтверждение партией-заявителем наличия ее структурных подразделений в более чем половине районов и городов Республики Мордовия. Суд отметил, что это положение применимо лишь к всероссийским, межрегиональным и международным общественным организациям. Таким образом, суд признал, что Закон Республики Мордовия "О приобретении общественным объединением регионального (общереспубликанского) статуса", предписывающий создание структурных региональных подразделений, чтобы объединение было зарегистрировано как общереспубликанское объединение Мордовии, противоречит Федеральному закону. Суд пришел к выводу, что заявление партии-заявителя о перерегистрации соответствовало применимому законодательству, что отказ в перерегистрации был незаконен, и принял решение обязать Министерство юстиции Республики Мордовия произвести перерегистрацию партии-заявителя.
Министерство юстиции Республики Мордовия обжаловало это решение.
14 марта 2000 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия вынесла определение об отмене решения от 29 декабря 1999 г. и вынесла свое решение. Суд отметил, что суд первой инстанции неверно растолковал деятельность партии-заявителя, указанную в статье 2.1.1 ее Устава, как "участие в политической жизни общества" по смыслу статьи 12.1 Федерального закона. Суд указал, что цели, перечисленные в статье 12.1 Федерального закона, должны быть отражены в Уставе. В соответствии с Уставом партии-заявителя партия намеревалась принимать участие в президентских, парламентских выборах и выборах в органы местного самоуправления в Республике Мордовия посредством выдвижения кандидатов и проведения их предвыборных кампаний. По мнению суда, таким образом, партия-заявитель не заявила законные цели об участии в политической жизни общества посредством оказания влияния на политическое волеизъявление граждан и его формированием и формирования и деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Суд подтвердил отказ Министерства юстиции Республики Мордовия в перерегистрации партии-заявителя и в соответствии со статьей 52 Федерального закона принял решение о ликвидации партии. В этот же день решение вступило в силу.
3. Разрешение на регистрацию
20 августа 2002 г., после того как жалоба была коммуницирована Европейским Судом властям государства-ответчика, председатель Верховного Суда Республики Мордовия принес протест о пересмотре в порядке надзора решения от 14 марта 2000 г.
5 сентября 2002 г. президиум Верховного Суда Республики Мордовия удовлетворил протест, отменил решение от 14 марта 2000 г. и подтвердил решение Ленинского районного суда г. Саранска от 29 декабря 1999 г. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия заявило, что ввиду законодательных изменений оно не может произвести перерегистрацию Президентской партии Мордовии согласно судебному решению. Во-первых, 17 мая 2002 г. полномочия по производству регистрации юридических лиц были переданы налоговым органам власти. Во-вторых, Федеральный закон "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. изменил требования для создания политических партий, и в заявлении Президентской партии Мордовии эти требования не учтены.
30 октября 2002 г. Ленинский районный суд г. Саранска рассмотрел данное заявление и принял решение о прекращении процедуры исполнения решения от 29 декабря 1999 г. Суд принял оба обоснования, препятствующих перерегистрации партии-заявителя в соответствии с судебным решением. Суд принял во внимание то, что председатель партии Василий Гуслянников согласился с прекращением процедуры исполнения решения, признав, что в соответствии с новым законодательством они не могут образовать региональную политическую партию.
В. Применимое национальное законодательство
Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ:
"Статья 52. О государственной регистрации общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
Положения настоящего Федерального закона о государственной регистрации общественных объединений распространяются на общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
...Государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года...
Статья 12.1. Политические общественные объединения
Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов".
СУТЬ ЖАЛОБЫ
Партия-заявитель жаловалась на то, что отказ в перерегистрации партии нарушил ее право на свободу собраний, гарантируемую статьей 11 Конвенции.
ПРАВО
Партия-заявитель утверждала, что отказ властей произвести ее перерегистрацию в качестве политической партии противоречил национальному праву и не был необходим в демократическом обществе. Таким образом, он составлял неправомерное вмешательство в ее свободу собраний в нарушение статьи 11 Конвенции, которая в части, применимой к настоящему делу, гласит:
"1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими...
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц..."
Власти Российской Федерации сослались на разбирательство, происходившее после того, как Европейский Суд коммуницировал им жалобу. Они посчитали, что конвенционное право заявителя было восстановлено, поскольку решение об отказе в перерегистрации было отменено и было принято решение о регистрации. Соответственно, партия-заявитель более не может утверждать, что она является жертвой предполагаемого нарушения. Они утверждали, что нарушение прав партии-заявителя по статье 11 Конвенции отсутствовало, и попросили Европейский Суд отклонить жалобу как явно необоснованную и несовместимую с положениями Конвенции, поскольку партия-заявитель утратила статус жертвы.
Партия-заявитель отрицала то, что ее права были восстановлены в ходе внутринационального

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС03-397 от 09.09.2003] В удовлетворении заявления о признании незаконным второго абзаца Приказа Министра обороны РФ от 19.08.2002 n 325 О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года отказано правомерно, поскольку оспариваемый Приказ регулирует выплату вознаграждения отдельной категории гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, а не конкретным работникам, находящимся на определенной должности.  »
Общая судебная практика »
Читайте также