[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04 - 09.09.2003] О признании частично недействующим и противоречащим федеральному законодательству постановления администрации города Астрахани от 30.12.02 n 3425 Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 - 9 сентября 2003 года
Дело N А06-656у-4к/03
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Банк "Петрокоммерц", г. Москва, в интересах ФКБ "Петрокоммерц" г. Астрахани на решение от 16.05.03 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-656у-4к/03 по иску ОАО "Банк "Петрокоммерц", г. Москва, в интересах ФКБ "Петрокоммерц" г. Астрахани к администрации города Астрахани о признании недействующим нормативного акта, о возврате 126897 рублей (третьи лица: администрация Астраханской области, Финансовое управление администрации Астраханской области),
установил:
решением от 16.05.03 Арбитражного суда Астраханской области в иске о признании недействующим подпункта 1.1 абзаца третьего пункта 3 приложения 1 к постановлению администрации города Астрахани от 30.12.02 N 3425 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани", пункта 1 абзаца первого постановления администрации города Астрахани от 25.03.03 N 785 "О внесении изменений в постановление администрации г. Астрахани от 30.12.02 N 3425", о возврате излишне уплаченных 126897 рублей отказано. Судом признан подпункт 1.1 абзаца третьего пункта 3 постановления администрации города Астрахани от 30.12.02 с изменениями от 25.03.03 соответствующим требованиям статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю", пункту 3 статьи 8 Закона Астраханской области "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области", Федеральному закону от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", статье 606 ГК РФ.
Данное решение суд обосновал тем, что увеличение ставки арендной платы в три раза с применением коэффициента 1,8 не противоречит требованиям действующего законодательства.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что 30.12.02 администрацией города Астрахани принято постановление N 3425 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани".
Абзацем третьим пункта 3 постановления с 01.01.03 установлены размеры арендной платы, дифференцированные по территориально-экономическим зонам, видам целевого использования земельных участков под объектами торговли, банковских, страховых, финансово-инвестиционных учреждений, в размере 15-кратного базового размера арендной платы, установленного пунктом 1.1 данного постановления.
25.03.03 администрация города Астрахани вынесла постановление N 785 "О внесении изменений в постановление от 30.12.02 N 3425", в соответствии с которым внесено изменение в пункт 3, согласно которому 15-кратный размер базового размера арендной платы снижен до трехкратного.
Арбитражный суд Астраханской области, отказывая в иске, сделал вывод о том, что увеличение ставки арендной платы в три раза с применением коэффициента 1,8 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кассационная инстанция признает выводы суда ошибочными в силу того, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.01 N 136-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления, а в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" при аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" законодатель установил, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога в 2003 году применяются с коэффициентом 1,8.
Ответчик своим постановлением от 30.12.02 N 3425 (в редакции постановления администрации города Астрахани от 25.03.03 N 785) установил с 01.01.03 размер арендной платы за земельные участки под объектами торговли, банковских, страховых, финансово-инвестиционных учреждений в размере трехкратного базового размера арендной платы, установленного пунктом 1.1 данного постановления, что привело к увеличению в три раза размера арендной платы за земельные участки данной категории, увеличенного в 1,8 раза в соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ.
Таким образом, по сравнению с 2002 годом ответчик увеличил размер арендной платы за земельный участок, занимаемый истцом, с 01.01.03 в 5,4 раза, вместе с тем императивной нормой Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ (ст. 7) законодатель ограничил увеличение размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, в 1,8 раза.
Действующим законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать базовые размеры арендной платы по видам земель и по категориям арендаторов, что и предусмотрено в постановлении от 30.12.02 N 3425, в приложении 1.
Установление кратности от базового размера арендной платы действующим законодательством не предусмотрено, следовательно, в указанной части постановления администрации города Астрахани от 30.12.02 N 3425 и от 25.03.03 N 785 признаются не соответствующими статье 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции
постановил:
решение от 16.05.03 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-656у-4к/03 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Признать абзац третий пункта 3 постановления администрации города Астрахани от 30.12.02 N 3425 (в редакции постановления администрации города Астрахани от 25.03.03 N 785) недействующим и не соответствующим статье 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 49-Г03-74 от 04.09.2003] Кассационное производство по делу о признании незаконными действий избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан и об отмене ее постановлений прекращено в связи с отказом заявителя от жалобы.  »
Общая судебная практика »
Читайте также