[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ n А61-1083/2003-4 от 29.08.2003] О признании частично недействующим решения городской Думы г. Владикавказа от 19.12.2000 Об осуществлении взаимодействия при государственной регистрации предпринимателей без образования юридического лица в г. Владикавказе.

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2003 года
Дело N А61-1083/2003-4
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел в заседании суда дело по заявлению СО ТУ МАП России к городской Думе г. Владикавказа и администрации местного самоуправления (АМС) г. Владикавказа о признании частично недействительным (недействующим) решения гордумы от 19.12.2000 и неправомерными действий АМС г. Владикавказа по приему от предпринимателей платы и направлению в налоговый орган свидетельств, а также об обязании АМС г. Владикавказа уведомить предпринимателей о том, что срочные свидетельства являются бессрочными.
Суд
установил:
Северо-Осетинское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - СО ТУ МАП России) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим решения от 19.12.2000 "Об осуществлении взаимодействия при государственной регистрации предпринимателей без образования юридического лица в г. Владикавказе", принятого городской Думой г. Владикавказа, в части указания на годичный срок выдачи свидетельства, указания в пункте 1 резолютивной части решения на выдачу срочного свидетельства, а также в части передачи налоговому органу экземпляра свидетельства, предназначенного для выдачи предпринимателю, а также о признании незаконными действий АМС г. Владикавказа по приему от предпринимателей платы за продление срока действия свидетельств и направлению в налоговый орган экземпляра свидетельства о регистрации, предназначенного выдаче непосредственно предпринимателю. Уточнив в судебном заседании требования, заявитель просил суд об обязании АМС г. Владикавказа уведомить предпринимателей в СМИ о том, что ранее выданные срочные свидетельства являются бессрочными.
Дополнения к заявленным требованиям судом были приняты в соответствии с пунктом 1 статьи 49 АПК РФ.
Представитель заявителя в заседании суда поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что установленный решением городской Думы порядок, при котором предприниматель получает свидетельство о регистрации не в органе местного самоуправления, а в налоговом органе, является необоснованным, так как без постановки на налоговый учет свидетельство о регистрации недействительно и законно осуществлять предпринимательскую деятельность на его основании предприниматель не может. Предприниматели, зарегистрированные АМС г. Владикавказа, вынуждены исполнять необоснованное требование ежегодного продления срока действия свидетельства. Соответственно, действия АМС г. Владикавказа по приему от предпринимателей платы за продление срока действия свидетельства также являются необоснованными.
Решение гордумы носит дискриминационный характер по отношению к предпринимателям, регистрацию которых производит АМС г. Владикавказа, и ограничивает их самостоятельность как хозяйствующих субъектов по сравнению с предпринимателями, имеющими бессрочные свидетельства, выданные в законном порядке.
Действия городской Думы и АМС г. Владикавказа противоречат Закону РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью", Указу Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".
Представитель ответчиков в судебном заседании заявленные требования не признал, сославшись на то, что АМС г. Владикавказа не может не руководствоваться решением городской Думы, а городская Дума на данный момент не может решить этот вопрос. Решение городской Думы в обжалуемой части противоречит законодательству.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" свидетельство о госрегистрации выдается физическому лицу на срок, указанный в его заявлении.
Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (в редакции от 20.10.02) было утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии со статьями 6 - 9 указанного Положения регистрация предпринимателя осуществляется регистрирующим органом в день представления документов (заявление, составленное по установленной форме, документ об уплате регистрационного сбора) и в тот же срок заявителю выдается бессрочное свидетельство о регистрации его в качестве предпринимателя. Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации предпринимателя не допускается.
Иной порядок регистрации предпринимателей был установлен решением городской Думы г. Владикавказа от 19.12.2000, в пункте 1 которого дано указание Отделу регистрации налогоплательщиков АМС г. Владикавказа производить бессрочную регистрацию ПБОЮЛ с выдачей срочного свидетельства, а в пункте 2 - указание о передаче налоговым органам двух экземпляров свидетельств: для постановки на налоговый учет и для выдачи предпринимателю.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 7 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.98 N 18-З "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" местное самоуправление, в том числе и в Республике Северная Осетия - Алания, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона о местном самоуправлении применяются положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона о местном самоуправлении в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь вышеназванными законами, суд считает, что решение городской Думы г. Владикавказа от 19.12.2000 "Об осуществлении взаимодействия при государственной регистрации предпринимателей без образования юридического лица в г. Владикавказе" в части указания в пункте 1 на проведение бессрочной регистрации ПБОЮЛ с выдачей срочного свидетельства и в пункте 2 на передачу налоговым органам свидетельств о регистрации предпринимателей для постановки на налоговый учет и для выдачи предпринимателю, как противоречащее законодательным актам Российской Федерации, а также нарушающее положения статьи 27 Закона Республики Северная Осетия - Алания N 18-З "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", обязывающие АМС г. Владикавказа обеспечивать на своей территории соблюдение законов, нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, является недействующим.
Исходя из изложенного незаконными являются действия АМС г. Владикавказа по приему от ПБОЮЛ платы за продление срока действия свидетельств. Статьей 3 Положения о государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица в городе Владикавказе, решением городской Думы установлено, что под сбором за госрегистрацию предпринимателей в г. Владикавказе понимается обязательный взнос, носящий разовый характер, подлежащий уплате за государственную регистрацию на территории г. Владикавказа. В Положении не сказано о взимании сбора, составляющего сумму установленного размера минимальной оплаты труда, при продлении срока действия свидетельств.
В порядке статьи 20 Закона Республики Северная Осетия - Алания N 18-З о местном самоуправлении нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Доказательства опубликования решения и Положения городской Думы г. Владикавказа суду представлены не были.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на лицо, совершившее действие (бездействие).
Представителем ответчиков не было представлено суду доказательств правомерности принятия городской Думой г. Владикавказа решения от 19.12.2000, а также не были названы нормативные правовые акты, которым решение в оспариваемой части не соответствует.
На основании изложенного правомерны требования заявителя об обязании АМС г. Владикавказа уведомить ПБОЮЛ путем дачи объявления в СМИ и в отделе АМС г. Владикавказа, осуществляющем регистрацию ПБОЮЛ, о том, что выданные предпринимателям срочные свидетельства являются бессрочными.
Помимо изложенного, СО ТУ МАП России 27.01.03 направило городской Думе г. Владикавказа предписание N 01-03 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном установлении годичного срока действия свидетельств, выдаваемых ПБОЮЛ, и предписание N 02-03 от 28.01.03 об исключении в срок до 14.02.03 из ранее выданных свидетельств о государственной регистрации предпринимателей указания на срок действия свидетельства и уведомлении об этом предпринимателей. Предписания исполнены не были.
Суд
решил:
признать недействующим решение городской Думы г. Владикавказа от 19.12.2000 "Об осуществлении взаимодействия при государственной регистрации предпринимателей без образования юридического лица в г. Владикавказе" в части указания на годичный срок с последующим продлением, в части пункта 1 о проведении бессрочной регистрации с выдачей срочного свидетельства, в части пункта 2 о передаче свидетельств о государственной регистрации налоговым органам для постановки на налоговый учет и выдачи предпринимателю, как противоречащее Указу Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", Закону РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью", Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.98 N 18-З "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания".
Признать незаконными действия АМС г. Владикавказа по передаче налоговым органам экземпляра свидетельства, предназначенного для выдачи предпринимателю, а также по приему от предпринимателей платы за продление срока действия свидетельств о государственной регистрации предпринимателя.
Обязать АМС г. Владикавказа в месячный срок со дня вступления решения в законную силу опубликовать в средствах массовой информации, а также в отделе АМС, осуществляющем регистрацию предпринимателей без образования юридического лица, с указанием на то, что выданные АМС г. Владикавказа срочные свидетельства являются бессрочными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 195 АПК РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 56-Г03-14 от 29.08.2003] В удовлетворении заявления о признании недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 15 Закона Приморского края от 21.11.2002 n 174-КЗ отказано правомерно, поскольку обжалуемая норма не препятствует органам местного самоуправления самостоятельно исполнять бюджетный процесс, принята в пределах полномочий Законодательного Собрания Приморского края и федерального законодательства не нарушает.  »
Общая судебная практика »
Читайте также