[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС03-382 от 21.08.2003] В удовлетворении заявления о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 n 857, отказано правомерно, так как оспариваемый подпункт не противоречит действующему законодательству, издан в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2003 г. N КАС03-382
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Кебы Ю.Г.,
Пелевина Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2003 года гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействующим подпункта 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857,
по кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
подпунктом 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, предусмотрено, что директор Федерального фонда по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.
ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного положения устава незаконным, указывая на то, что оно позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные правовые акты без соблюдения требований законодательства об их государственной регистрации и официальном опубликовании и требовать обязательного исполнения таких актов страховыми медицинскими организациями - самостоятельными хозяйствующими субъектами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" просит решение суда отменить, считая его незаконным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации.
На основании этой нормы закона, ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" Правительство Российской Федерации вправе было издать постановление об утверждении устава Федерального фонда ОМС.
Подпункт 8 пункта 21 этого устава закрепляет полномочие директора Федерального фонда утверждать по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему ОМС.
Возможность издания Федеральным фондом ОМС таких документов вытекает из упомянутой выше его функции по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а также из Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 г. N 318, предусматривающего в определенных случаях государственную регистрацию этих актов.
Оспариваемая норма не регулирует порядок подготовки и издания Федеральным фондом ОМС нормативных правовых актов, а также не предусматривает издание актов, имеющих нормативный характер, без соблюдения требований об их государственной регистрации и официальном опубликовании в случаях, когда эти акты затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер.
В этой связи довод заявителя о том, что оспариваемая норма позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные акты без их государственной регистрации и без официального опубликования в требуемых случаях, не соответствует содержанию данной нормы, в связи с чем обоснованно отвергнут судом первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции применены и истолкованы правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" - без удовлетворения.

[ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ] Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год.  »
Общая судебная практика »
Читайте также