[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 49-Г03-64 от 24.07.2003] Отдельные положения Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.12.2001 n 330, касающиеся порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств, правомерно признаны недействительными и не порождающими правовых последствий, так как оспариваемые положения не соответствуют действующему законодательству.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2003 года
Дело N 49-Г03-64
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 24 июля 2003 г. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о проверке соответствия федеральному законодательству п. 1, п. 2, п. 3, п. 6, а также п. 7 в части утверждения размера платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования постановления Кабинета министров Республики Башкортостан от 29.12.2001 N 330 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и введении обязательного использования средств технического диагностирования при проверке технического состояния транспортных средств" по кассационным жалобам Кабинета министров Республики Башкортостан, ООО "Баштехконтроль" и Министерства внутренних дел Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 17 марта 2003 г., которым постановлено: "Заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить частично. Пункты 2, 3, 6, а также п. 7 в части утверждения размера платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования постановления Кабинета министров Республики Башкортостан от 29.12.2001 N 330 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и введении обязательного использования средств технического диагностирования при проверке технического состояния транспортных средств" признать недействительными и не порождающими правовых последствий со дня вступления в законную силу Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", т.е. с 1 июля 2002 года.
В удовлетворении заявления прокурора Республики Башкортостан о признании недействительным и не порождающим правовых последствий п. 1 вышеуказанного постановления Кабинета министров Республики Башкортостан отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителей Правительства Республики Башкортостан Лихачева А.В., Быченковой И.В. и Зубриського С.Г., представителя МВД РБ Мерзагулову Л.Ф., представителя ООО "Баштехконтроль" Будай Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
Кабинетом министров Республики Башкортостан 29 декабря 2001 года за N 330 принято постановление "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и введении обязательного использования средств технического диагностирования при проверке технического состояния транспортных средств".
Пунктом 1 вышеуказанного постановления предусматривается перечень ведомств Республики Башкортостан, ответственных за организацию проведения ежегодного государственного технического осмотра автомототранспортных средств, тракторов, самоходных машин, снегоходов, прицепов и полуприцепов к ним, в том числе по видам транспортных средств, порядку и срокам его проведения; пункт 2 - ввести проверку технического состояния с обязательным использованием средств технического диагностирования: для легковых автомобилей, микроавтобусов, автобусов, грузовых автомобилей, оборудованных для систематической перевозки людей, грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, специальных и специализированных транспортных средств для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, - с 1 марта 2002 года; для прочих транспортных средств - с 1 января 2003 года; пункт 3 - принять предложение Министерства внутренних дел Республики Башкортостан о предоставлении по результатам конкурса права на проведение технического контроля автомототранспортных средств с использованием средств технического диагностирования в центрах технического контроля обществу с ограниченной ответственностью "Баштехконтроль"; пункт 6 - средства, полученные в качестве платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования, распределяются в соответствии с договором, заключенным Министерством внутренних дел Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Баштехконтроль"; пункт 7 - утвердить размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, состоящих на учете в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, и за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования согласно приложению.
Прокурор Республики Башкортостан обратился с заявлением признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими п. 1, п. 2, п. 3, п. 6, а также п. 7 в части утверждения размера платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования вышеуказанного постановления Кабинета министров Республики Башкортостан.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационных жалобах их заявители указывают о несогласии с решением суда, ставят вопрос о его отмене в удовлетворенной части требований прокурора и принятии в этой части нового решения (МВД РБ - о направлении дела на новое рассмотрение).
В обоснование жалоб указывают на то, что оспариваемое прокурором постановление Кабинета министров Республики Башкортостан было принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"; совместного приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации N 708, Министерства финансов Российской Федерации N 61н, Министерства транспорта Российской Федерации N 26 от 3 августа 2001 года "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880"; приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 года N 190 "Об организации проведения государственного технического осмотра транспортных средств" и ряда других нормативных правовых актов. Законность данных правовых актов подтверждена определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2002 года N 88-О и N 94-О, а также решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2001 года N ГКПИ2001-1225. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880 и другие связанные с ним правовые акты являются действующими и не признаны судом противоречащими законодательству.
Также указывается на ошибочное толкование и признание судом тождественными понятий "инструментальная проверка" и "технический осмотр с использованием средств технического диагностирования", что повлекло и неправильный вывод по делу. Отмечается ошибочность суждения суда в части того, что введение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, поскольку применяется в отдельно взятых районах города Уфы и в отдельно взятых городах Республики Башкортостан, в то время как согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880 введение технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования осуществляется поэтапно и вызвано необходимостью привлечения денежных средств и строительством центров технического диагностирования. Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Введение технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования направлено на защиту жизни и здоровья граждан, как водителей, так и пешеходов, участвующих в дорожном движении. Ни одному из указанных в ст. 13 ГК РФ оснований признания актов недействительными оспариваемое постановление не противоречит, и суд неправильно применил нормы материального права.
В жалобе ООО "Баштехконтроль" помимо указания на объем выполненных работ и вложенных средств в обеспечение программы введения проверки технического состояния транспортных средств отмечается, что Россия является участницей Женевской конвенции, которая устанавливает требования к безопасности конструкций транспортного средства, конкретно отмечается и то, что упомянутые в заявлении прокурора РБ о проверке соответствия федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета министров РБ N 330 от 29.12.01 пункты 6, 7 вышеуказанного постановления Кабинета министров РБ не противоречат Кодексу РФ об административных правонарушениях, так как размер, порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение гостехосмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, регулируются Приказом МВД РФ N 708, Министерства финансов РФ N 61н, Минтранса РФ N 126. П. 4 вышеуказанного Приказа МВД предусматривает, что размер платы за проведение гостехосмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. Вопрос о платности государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Определениями Конституционного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N 88-О и N 94-О, а также решением Верховного Суда РФ от 3 августа 2001 г. N ГКПИ2001-1225 подтверждены конституционность и законность п. п. 7 и 8 постановления Правительства РФ. Понятие "инструментальная проверка", использование которой запрещено в примечании к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то ни в одном из нормативных актов (Постановление Правительства РФ N 880, Постановление Кабинета министров РБ N 330) данный термин не упоминается, в законодательстве также отсутствует понятие "инструментальная проверка". Согласно толковому словарю под ред. С.И. Ожегова (1954 г.) инструмент - ручное орудие для производства каких-либо работ. Инструментальная проверка - проверка инструментом. Техническое диагностирование - установление диагноза по техническим параметрам. Диагностика осуществляется автоматизированной системой, анализируя информацию, передаваемую с различных датчиков системы. В нашем случае ООО "БашТехКонтроль" осуществляет техническое диагностирование при проведении государственного технического осмотра.
Аналогичные доводы приведены и в жалобе МВД РБ, и указано на то, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" постановление Правительства РФ N 880 не вошло в перечень нормативных актов, утративших силу с момента введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При вынесении решения в обжалуемой части суд исходил из того, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
31 июля 1998 года за N 880 было принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" с последующими изменениями и Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации с последующими изменениями.
В п. 3 постановления Правительства РФ N 880 и п. 7 Положения указано, что государственная инспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, что в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в государственной инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке вышеприведенных лиц.
В п. 4 этого же постановления установлены периоды введения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, которые отнесены к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В п. п. 7 и 8 вышеуказанного постановления указано на осуществление проведения государственного технического осмотра транспортных средств на платной основе и на установление размера платы за проведение техосмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
Во исполнение данного же постановления Правительства РФ и было принято оспариваемое постановление Кабинета министров РБ.
В примечании к ст. 12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, введенного в действие с 01.07.2002, указано на то, что при прохождении государственного технического осмотра запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности. Также запрещается требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
Доводы заинтересованных лиц о том, что понятие "инструментальная проверка" и "проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования"

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (по материалам Решения Европейского Суда по правам человека от 24.07.2003 n 46133/99, 48183/99) (Бизнес-адвокат, 2003, n 20) Суд признал нарушение п. п. 1 и 3 ст. 5, п. 1 ст. 6 и ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку заключение под стражу в ходе рассмотрения одного и того же дела повторялось на основании недостаточно обоснованных решений, продолжительность производства по делу превышает разумный срок; был удержан документ, необходимый для повседневной жизни.  »
Общая судебная практика »
Читайте также