[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-347 от 09.06.2003] В удовлетворении заявления о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. n 857, отказано, так как оспариваемый подпункт не противоречит действующему федеральному законодательству, издан в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2003 г. N ГКПИ03-347
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению страхового открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействительным пп. 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857,
установил:
страховое открытое акционерное общество "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" (сокращенное наименование: ОАО "Мед-Полис") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857.
Как указывает заявитель, в соответствии с действующим законодательством обязательными для исполнения являются нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и опубликованные в установленном порядке.
Обжалуемым подпунктом 8 п. 21 Устава ФФОМС к компетенции директора ФФОМС отнесено утверждение нормативно-методических документов, обязательных для исполнения территориальными фондами обязательного страхования и страховыми медицинскими организациями.
Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФФОМС, однако обжалуемые положения устава позволяют ФФОМС издавать правовые акты без их государственной регистрации.
В суде представитель ОАО "Мед-Полис" Цепелев Ю.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что до введения государственной регистрации актов ФФОМС последний издал многочисленные нормативно-методические документы, которые применяются территориальными фондами медицинского страхования, существенно ограничивают права и затрагивают интересы страховой медицинской организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Акишин А.П. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству и не нарушают гражданские права заявителя ОАО "Мед-Полис".
Выслушав объяснения представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева Ю.А., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Акишина А.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 утвержден устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (сокращенное наименование ФФОМС).
Федеральный фонд, являясь самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
В соответствии с пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда директор ФФОМС по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в статье 23 устанавливает, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Пунктом 21 устава ФФОМС определены полномочия директора Федерального фонда, в том числе по утверждению нормативно-методических документов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" государственной регистрации, а также опубликованию в установленном порядке подлежат, в частности, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования к числу федеральных органов исполнительной власти не относится.
В связи с тем, что Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с положением, определяющим порядок его деятельности, издаются акты, имеющие нормативный характер, Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Федеральным фондом, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.
Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания - 20 марта 2001 г. и не имеет обратной силы. Нормативные правовые акты, изданные до этого срока, государственной регистрации не подлежат.
Федеральный фонд вправе также издавать правовые акты ненормативного характера.
Доводы представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева Ю.А. о том, что в пп. 8 п. 21 устава ФФОМС названы не все субъекты медицинского страхования, для которых утверждаемые Федеральным фондом нормативно-методические документы являются обязательными для исполнения, не могут служить основанием для удовлетворения заявления.
В статье 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
По объяснениям представителя Правительства РФ Акишина А.П. при издании Федеральным фондом нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, они будут иметь обязательный характер и для других субъектов медицинского страхования в силу закона.
Доводы заявителя о том, что изданные ФФОМС до введения государственной регистрации Методические рекомендации по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, и другие нормативно-методические документы существенно ограничивают права и затрагивают интересы страховой медицинской организации, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. ОАО "Мед-Полис" не лишено возможности обжаловать в судебном порядке вышеназванные нормативно-методические документы, если полагает, что они нарушают его права и охраняемые законом интересы.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему федеральному законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление ОАО "Мед-Полис" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление страхового открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 5-Г03-45 от 06.06.2003 В удовлетворении искового заявления о признании недействительным заключения на отстранение от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, отказано правомерно, поскольку оспариваемое заключение принято уполномоченным лицом в установленном порядке в связи с неисполнением истцом взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны.  »
Общая судебная практика »
Читайте также