[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-347 от 09.06.2003] В удовлетворении заявления о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. n 857, отказано, так как оспариваемый подпункт не противоречит действующему федеральному законодательству, издан в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2003 г. N ГКПИ03-347
Именем Российской Федерации
Верховный
Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи
Верховного Суда РФ Романенкова
Н.С.,
при секретаре
Носовской Е.В.,
с участием прокурора
Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в
открытом судебном заседании гражданское
дело по заявлению страхового открытого
акционерного общества "Курское областное
страховое акционерное общество "Мед-Полис"
о признании недействительным пп. 8 пункта 21
устава Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 июля 1998 г. N 857,
установил:
страховое открытое акционерное общество
"Курское областное страховое акционерное
общество "Мед-Полис" (сокращенное
наименование: ОАО "Мед-Полис") обратилось в
Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании недействительным
пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда
обязательного медицинского страхования,
утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857.
Как
указывает заявитель, в соответствии с
действующим законодательством
обязательными для исполнения являются
нормативные правовые акты, прошедшие
государственную регистрацию в Минюсте
России и опубликованные в установленном
порядке.
Обжалуемым подпунктом 8 п. 21
Устава ФФОМС к компетенции директора ФФОМС
отнесено утверждение
нормативно-методических документов,
обязательных для исполнения
территориальными фондами обязательного
страхования и страховыми медицинскими
организациями.
Указом Президента РФ от
20 марта 2001 г. N 318 введена государственная
регистрация актов, издаваемых ФФОМС, однако
обжалуемые положения устава позволяют
ФФОМС издавать правовые акты без их
государственной регистрации.
В суде
представитель ОАО "Мед-Полис" Цепелев Ю.А.
поддержал заявленные требования и пояснил,
что до введения государственной
регистрации актов ФФОМС последний издал
многочисленные нормативно-методические
документы, которые применяются
территориальными фондами медицинского
страхования, существенно ограничивают
права и затрагивают интересы страховой
медицинской организации как
самостоятельного хозяйствующего
субъекта.
Представитель
заинтересованного лица Правительства РФ
Акишин А.П. возражал против удовлетворения
заявления и пояснил суду, что оспариваемые
положения нормативного правового акта не
противоречат федеральному
законодательству и не нарушают гражданские
права заявителя ОАО "Мед-Полис".
Выслушав объяснения представителя ОАО
"Мед-Полис" Цепелева Ю.А., представителя
заинтересованного лица Правительства РФ
Акишина А.П., исследовав материалы дела,
заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей,
что заявление не подлежит удовлетворению и
судебные прения, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях,
предусмотренных законом, нормативный акт,
не соответствующий закону или иным
правовым актам и нарушающий гражданские
права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может
быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О
Правительстве Российской Федерации"
предусматривает возможность обжалования в
суд актов Правительства Российской
Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
июля 1998 г. N 857 утвержден устав Федерального
фонда обязательного медицинского
страхования (сокращенное наименование
ФФОМС).
Федеральный фонд, являясь
самостоятельным государственным
некоммерческим финансово-кредитным
учреждением, реализует государственную
политику в области обязательного
медицинского страхования граждан как
составной части государственного
социального страхования.
В
соответствии с пп. 8 п. 21 устава Федерального
фонда директор ФФОМС по вопросам,
относящимся к компетенции Федерального
фонда, утверждает нормативно-методические
документы, обязательные для исполнения
территориальными фондами обязательного
медицинского страхования и страховыми
медицинскими организациями, входящими в
систему обязательного медицинского
страхования.
Федеральный
конституционный закон "О Правительстве
Российской Федерации" в статье 23
устанавливает, что Правительство
Российской Федерации на основании и во
исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, нормативных
указов Президента Российской Федерации
издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение.
Указом
Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования" предусмотрено,
что Правительство Российской Федерации
утверждает устав Федерального фонда
обязательного медицинского страхования.
Пунктом 21 устава ФФОМС определены
полномочия директора Федерального фонда, в
том числе по утверждению
нормативно-методических документов.
В
соответствии с Указом Президента РФ от 23
мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" государственной
регистрации, а также опубликованию в
установленном порядке подлежат, в
частности, нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной
власти.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования к числу
федеральных органов исполнительной власти
не относится.
В связи с тем, что
Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования в соответствии с
положением, определяющим порядок его
деятельности, издаются акты, имеющие
нормативный характер, Указом Президента РФ
от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная
регистрация имеющих нормативный характер
актов, издаваемых Федеральным фондом,
затрагивающих права и обязанности граждан,
устанавливающих правовой статус
организаций или носящих межведомственный
характер.
Настоящий Указ вступил в силу
со дня его подписания - 20 марта 2001 г. и не
имеет обратной силы. Нормативные правовые
акты, изданные до этого срока,
государственной регистрации не подлежат.
Федеральный фонд вправе также издавать
правовые акты ненормативного характера.
Доводы представителя ОАО "Мед-Полис"
Цепелева Ю.А. о том, что в пп. 8 п. 21 устава
ФФОМС названы не все субъекты медицинского
страхования, для которых утверждаемые
Федеральным фондом
нормативно-методические документы
являются обязательными для исполнения, не
могут служить основанием для
удовлетворения заявления.
В статье 2
Закона РФ "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации" в качестве
субъектов медицинского страхования
выступают: гражданин, страхователь,
страховая медицинская организация,
медицинское учреждение.
По объяснениям
представителя Правительства РФ Акишина А.П.
при издании Федеральным фондом нормативных
правовых актов, затрагивающих права и
обязанности граждан, устанавливающих
правовой статус организаций или носящих
межведомственный характер, они будут иметь
обязательный характер и для других
субъектов медицинского страхования в силу
закона.
Доводы заявителя о том, что
изданные ФФОМС до введения государственной
регистрации Методические рекомендации по
проведению территориальными фондами
обязательного медицинского страхования
контрольных проверок деятельности
страховых медицинских организаций,
осуществляющих обязательное медицинское
страхование, и другие
нормативно-методические документы
существенно ограничивают права и
затрагивают интересы страховой
медицинской организации, не могут служить
основанием для удовлетворения заявленных
требований. ОАО "Мед-Полис" не лишено
возможности обжаловать в судебном порядке
вышеназванные нормативно-методические
документы, если полагает, что они нарушают
его права и охраняемые законом интересы.
Учитывая, что оспариваемые положения
нормативного правового акта не
противоречат действующему федеральному
законодательству, изданы в пределах
полномочий Правительства РФ и не нарушают
права и охраняемые законом интересы
граждан и юридических лиц, заявление ОАО
"Мед-Полис" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление
страхового открытого акционерного
общества "Курское областное страховое
акционерное общество "Мед-Полис" о
признании недействительным пп. 8 п. 21 устава
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, оставить без
удовлетворения.
Решение может быть
обжаловано, а прокурором, участвующим в
деле, принесено кассационное представление
в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной
форме.
Председательствующий -
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ