[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ от 06.06.2003] О признании недействующим решения Земского собрания Верещагинского района Пермской области от 29.01.2003 n 23/190 Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагин.

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2003 года
Дело N А50-6834/2003-А12
(извлечение)
Арбитражный суд Пермской области рассмотрел в заседании суда дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области к Земскому собранию Верещагинского района Пермской области (третьи лица: МУП "Верещагинские водоканализационные сети"; ЗАО "Вемол") о признании решения незаконным.
Сущность спора:
заместитель прокурора Пермской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Земского собрания Верещагинского района Пермской области от 29.01.03 N 23/190 "Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагино". В обоснование заявленных требований прокурор указал на несоответствие оспариваемого нормативного акта Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310, Федеральному закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению прокурора, утвержденные ответчиком нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах экономически не обоснованы, а утверждение порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод не входит в компетенцию ответчика.
Ответчик и третье лицо - ЗАО "Вемол" считают заявленные требования необоснованными, а оспариваемый нормативный акт соответствующим действующему законодательству.
Третье лицо - МУП "Верещагинские водоканализационные сети" поддерживает доводы прокурора.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
что заявленные требования подлежат удовлетворению.
29.01.03 Земским собранием Верещагинского района Пермской области принято решение N 23/190 "Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагино", пунктом 1 которого утверждены названные Условия. В соответствии с пунктом 2.5 данных Условий и приложением N 1 установлены нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Правил нормативы водоотведения, или нормативы сброса, - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающих ее нормальное функционирование.
Статья 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты, полномочия по изданию которых определяются уставом муниципального образования. В соответствии со статьей 11 Устава муниципального образования "Верещагинский район" в ведении данного муниципального образования находятся вопросы местного значения, в том числе обеспечение рационального природопользования, охрана окружающей среды, развитие жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципальных сетей водоснабжения и канализации. Согласно статье 12 Устава принятие обязательных правил по предметам ведения муниципального образования находится в исключительном ведении Земского собрания. Таким образом, утверждение нормативных показателей общих свойств сточных вод, общего перечня и нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных к приему в систему коммунальной канализации г. Верещагино, находится в компетенции Земского собрания Верещагинского района. Вместе с тем исходя из пункта 61 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления не произвольно, а с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений коммунальной канализации. Из материалов дела не следует, что данные условия были соблюдены ответчиком при утверждении нормативов сброса по составу сточных вод, указанных в приложении N 1 к оспариваемому решению. МУП "Верещагинские водоканализационные сети" представлена сравнительная таблица нормативов, утвержденных для него лицензией, то есть природоохранными органами, и утвержденных ответчиком в оспариваемом решении. Из данной таблицы видно, что по ряду показателей (взвешенные вещества, СПАВ, азот аммонийный, азот нитритов, сухой остаток, сульфаты) нормативы ответчика превышают установленные природоохранными органами для организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Более того, в этом же приложении для абонента ЗАО "Вемол" установлены особые нормативы загрязняющих веществ в сточных водах, которые превышают не только установленные природоохранными органами для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, но и установленные для всех иных абонентов района, то есть позволяют ЗАО "Вемол" осуществлять сброс более загрязненных сточных вод (взвешенные вещества, СПАВ, БПК полное, ХПК, азот аммонийный, азот нитритов, сухой остаток, сульфаты). Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения пункту 61 названных Правил, а также статье 7 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе предоставлять отдельному субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Оспариваемым решением утверждено также Положение о взимании платы за сброс сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагино. Пункт 3.2 Положения устанавливает плату за сброс сточных вод сверх установленного лимита водоотведения по объему сбрасываемых вод - в 3-кратном размере стоимости приема таких вод, плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами с превышением установленных нормативов сброса таких веществ - в 25-кратном размере платы за их сброс, а также плату за залповый сброс загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 70 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Согласно пункту 1 данного Постановления порядок взимания указанной платы с абонентов определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Таким образом, утверждение порядка определения платы за сброс сточных вод в пределах и сверх установленных лимитов и нормативов не входит в компетенцию органов местного самоуправления, и оспариваемое решение в этой части принято ответчиком с нарушением его полномочий.
Пунктом 3 оспариваемого решения Земское собрание Верещагинского района признало утратившим силу пункт 2 постановления главы Верещагинского района от 22.10.02 N 634 "Об упорядочении приема производственных сточных вод и загрязняющих веществ в городской канализационный коллектор". Как указано выше, полномочия органов местного самоуправления по изданию правовых актов определяются уставом муниципального образования, как это предусматривает статья 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ. В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Устава Верещагинского района решение об отмене или о прекращении действия актов, принятых главой района, принимает глава района. Признание утратившим силу акта, принятого главой района, не входит в компетенцию Земского собрания.
Таким образом, оспариваемое решение как не соответствующее названным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, является незаконным.
Арбитражный суд
решил:
признать решение Земского собрания Верещагинского района Пермской области от 29.01.03 N 23/190 "Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагино" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и недействующим полностью.

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 86-В03-9 от 06.06.2003] При решении вопроса об административной ответственности лица за невыполнение требований прокурора явиться в прокуратуру для дачи объяснений суд обязан выяснить законность такого требования.  »
Общая судебная практика »
Читайте также