ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ n 364-О от 04.10.2005 По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в статью 2 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2005 г. N 364-О
ПО ЗАПРОСУ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ
ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" И В СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ
ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Верховный Суд Российской Федерации в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать не соответствующими статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации следующие нормативные положения Федерального закона от 26 апреля 2004 года "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
статью 1, излагающую часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции, согласно которой размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
пункт 3 статьи 2, излагающий часть третью статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции, согласно которой размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
статью 3, предусматривающую, что размеры выплат, установленные в соответствии с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции данного Федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 годы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В запросе утверждается, что названные нормативные положения ухудшают материальное положение получателей компенсационных выплат в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием и не обеспечивают их антиинфляционную защиту, поскольку уровень инфляции, определяемый в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, имеет прогнозный характер и чаще всего не совпадает с уровнем инфляции, складывающимся в реальном бюджетном процессе, а потому получаемые гражданами компенсационные выплаты при превышении инфляцией прогнозируемого уровня могут не иметь отвечающей объективному росту цен покупательной способности; при недостижении же инфляцией прогнозируемого уровня такие выплаты будут представлять собой чрезмерное обременение для федерального бюджета. Кроме того, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, придание новому порядку индексации обратной силы (более чем на два года) не согласуется с конституционными принципами равенства, справедливости и соразмерности.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в котором Конституционный Суд Российской Федерации, признав неконституционными ряд положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку они, установив ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусмотрели такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а потому носят неопределенный характер, указал, что впредь до внесения необходимых изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Заявитель полагает, что именно этот критерий индексации в наибольшей мере соответствует конституционным принципам возмещения вреда, в частности гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Конституционный Суд Российской Федерации в ряде решений, сохраняющих свою силу, уже касался вопроса о критериях индексации компенсационных выплат гражданам, в том числе подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Из данной правовой позиции со всей определенностью вытекает, что федеральный законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при избрании того или иного критерия индексации компенсационных выплат, которыми могут выступать как прямо поименованные Конституционным Судом Российской Федерации, так и иные способы поддержания покупательной способности денежных средств, выделяемых в качестве компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Содержащееся же в пункте 2 резолютивной части названного Постановления положение, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование; само по себе оно не означает признание Конституционным Судом Российской Федерации указанного критерия индексации в качестве единственно возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подтверждал право федерального законодателя осуществлять переход от одного критерия индексации к другому. В частности, в Определении от 18 ноября 2004 года N 462-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.В. Кудрявцева на нарушение его конституционных прав положениями статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", статьи 1, части четвертой статьи 2, статей 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что осуществленный Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" переход к индексации с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, от индексации с учетом минимального размера оплаты труда сам по себе не может рассматриваться как противоречащий Конституции Российской Федерации.
2.1. Механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введенный оспариваемыми нормативными положениями, предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования.
Так, уровень инфляции (темп роста цен), являющийся согласно пункту 2 статьи 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета, на очередной финансовый год устанавливается федеральным законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете (абзац первый статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", абзац первый статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", абзац первый статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год").
Исходя из определенного на финансовый год уровня инфляции во исполнение оспариваемых заявителем нормативных положений Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Правительством Российской Федерации также утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм (Постановление от 25 мая 2005 года N 326), которыми определяется порядок индексации размеров и возврата следующих недополученных сумм:
ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплачиваемых в соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда;
ежемесячной денежной суммы, выплачиваемой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, которая предусмотрена частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
2.2. Таким образом, статья 1 и пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", закрепляющие введение порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, не могут рассматриваться как противоречащие конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, а также стабильности и гарантирования прав и свобод граждан.
3. Верховный Суд Российской Федерации в своем запросе утверждает, что придание новому порядку индексации компенсационных выплат обратной силы более чем на два года не согласуется с конституционными принципами равенства, справедливости и соразмерности, а также гарантированной стабильности конституционно-правовых отношений и не соответствует принципам длящихся правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 73-о05-30 от 04.10.2005 Приговор изменен: назначенное осужденному по ч. 1 ст. 162 УК РФ наказание снижено с учетом конкретных обстоятельств дела, а также отсутствием каких-либо последствий от совершенного преступления.  »
Общая судебная практика »
Читайте также