ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (И. Трунов, Бизнес-адвокат n 10, 2003 г.) Норд-Ост: от заложников террористов к заложникам правосудия.

К ЗАЛОЖНИКАМ ПРАВОСУДИЯ"
В Басманный суд города Москвы поданы 3 иска о компенсации морального вреда от иностранных граждан - бывших заложников и родственников погибших. Иностранные граждане и лица без гражданства предъявляют иски к федеральным властям России в соответствии со ст. 17 ч. 2 Закона РФ "О борьбе с терроризмом". Рассмотрение исков иностранных граждан назначено на 11 июня 2003 года. Ответчиком по делу будет Министерство финансов России. Истцы - граждане США, Казахстана, Украины. В двух случаях истцами являются близкие родственники, на иждивении которых остались малолетние дети погибших, гражданин Украины Евгений Юфтяев, у которого погибла жена Наталья, гражданка США Любовь Бурбан-Мишурис, у которой погиб сын Григорий Бурбан. Третий иск в Басманный суд подала гражданка Казахстана Светлана Губарева, бывшая заложница, потерявшая в результате теракта дочь Александру 13 лет и мужа гражданина США Сенди Букера. Адвокатом по делу, представляющим интересы потерпевших, является Игорь Трунов. Его точку зрения мы публикуем сегодня.
Законодательство России и международные нормы права провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Конституция РФ устанавливает и гарантирует обязанность государства соблюдать, защищать неприкосновенность личности и собственности, охранять жизнь, здоровье и достоинство человека. Права и свободы, гарантируемые главой 2 Конституции РФ, обладают приоритетом по отношению к любой норме права, закрепленной в федеральных законах либо подзаконных нормативно-правовых актах органов государственной власти.
Тем не менее реальная действительность свидетельствует об отсутствии должного соблюдения этих первостепенных требований. С пугающей периодичностью увеличивается количество жертв не объявленной террористами войны. Государство прилагает огромные усилия для борьбы с терроризмом. Но коль уж невозможно искоренить и предотвратить это зло, то необходимо хотя бы минимизировать его последствия. Пострадавшие от терроризма люди не должны оставаться один на один со своей бедой. Государство возложило на себя обязанность оказывать материальную, моральную, социально-психологическую, медицинскую и иные виды помощи, а также компенсацию вреда, причиненного жертвам террора. Государство и власти обязаны делать все, чтобы предупредить терроризм, изжить питающую его среду. Бесчеловечные террористические акты уносят жизни наших соотечественников и гостей нашей страны.
Москва, Буденовск, Волгодонск, Буйнакск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Воронеж, Гудермес, Махачкала, Каспийск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Невиномыск, Минеральные Воды - вот далеко не полный перечень городов, пострадавших от злодеяний террористов. Многое в борьбе с терроризмом зависит от активности гражданского общества, позиции каждого и тех, кто стал жертвой террора. Необходимо знать и применять как национальные, так и международные правовые механизмы для эффективной борьбы и защиты прав и законных интересов граждан.
Механизм помощи пострадавшим, попавшим в беду, соответствует вековым традициям России и всего человечества. Издавна во всем мире принято помогать, к примеру, погорельцам. Появление правового государства благоденствия подразумевает, что многие социальные и экономические риски бытия человека должны разделяться как можно более широко всем обществом в целом, а не выпадать на долю отдельного пострадавшего. В современном мире существует постоянный риск получения увечий. Соответственно, возникло острое осознание того, что благополучие человека требует распределять последствия такого риска между всеми членами общества с целью исключить по возможности для потерпевшего неприятную перспективу оставаться один на один с причиненным ему ущербом и вредом. Во времена сурового века индивидуализма пострадавший почти всегда считался сам виновным в собственных бедах и в лучшем случае мог рассчитывать только на благотворительность, чтобы преодолеть свое несчастье, но никак не на законное требование об оказании помощи.
Как нам видится, эти взгляды должны уступать место предоставлению пострадавшему возможности требовать в законодательном порядке регламентации разумного содержания для удовлетворения основных жизненных потребностей, в том числе в случаях (по делам), где обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, либо при отсутствии вины. Законодатель просто обязан отслеживать перемены в общественных настроениях, разрабатывать и вносить проекты систем социальной защиты рядового гражданина от возможных несчастий. Инструмент общества - государство, основной функцией которого, как метко заметил В.В. Путин, является "оказание услуг населению". Именно государство от имени общества должно взять на себя бремя помощи пострадавшим, получив право взыскать понесенные им расходы с террористов.
Многие страны обратили самое пристальное внимание на проблему борьбы с террором и его предупреждение, в срочном порядке приняли специальные законы: Великобритания - "О предупреждении терроризма" (1974, с дополнениями уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме, 1976); Германия - "О борьбе с терроризмом", 1986; Франция - "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность", 1986, США - "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни", 1996.
Первые выплаты государством за ущерб от преступлений вне зависимости от работы правоохранительной системы были произведены в Новой Зеландии (1963), в Великобритании (1964), в дальнейшем к этому процессу присоединилась вся Европа и Северная Америка. Положительный опыт, механизмы защиты прав потерпевших в развитых странах в области защиты жертв террористических актов крайне важны в настоящее время для России.
Терроризм представляет реальную угрозу, вот почему традиционно неспешные действия, характерные для бюрократических государственных и правительственных структур, должны остаться в прошлом. Осознание того, что промедление и задержки работают на руку террористам, должно консолидировать усилия всего общества, объединять имеющиеся силы и средства.
Правоприменитель в России, к сожалению, пошел по иному пути. Хочется надеяться, что со временем его позиция изменится.
Профессор,
доктор юридических наук,
член-корреспондент РАЕН
И.ТРУНОВ
Тверским судом города Москвы рассмотрено 24 иска бывших заложников и родственников погибших от террористического акта. В компенсации морального вреда отказано. Московское правительство аргументировало свое мнение тем, что не совершило никаких действий, которые причинили бы вред. "Столичное правительство полностью снимает с себя ответственность, поскольку не давало распоряжений по оказанию помощи заложникам и доставке в больницы города", - заявил представитель правительства Москвы. Решения по трем искам, рассмотренным Московским городским судом, вступили в законную силу. После получения определения Московского городского суда жалоба в порядке надзора будет направлена в Президиум Московского городского суда, остальные 21 иск находятся на стадии кассационного обжалования. Рассмотрение оставшихся 37 исков о компенсации морального вреда назначено на 22 мая, 29 мая 2003 года. Иски о компенсации материального вреда, причиненного террористическим актом, будут рассмотрены 6 июня 2003 года в Тверском суде города Москвы.

[ВОПРОС-ОТВЕТ] Юридическая фирма клепает уставы ООО на одном листе: Права и обязанности участников общества определяются ст. ст. 8 и 9 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью. Порядок и последствия выхода участников общества определяются ст. 26 того же Закона и т.д. И с такими уставами юрлица приходят в банк для открытия счета. Оснований для отказа в открытии счета нет. Эти же юрлица предполагают также и получать кредиты в банке. Что делать?  »
Общая судебная практика »
Читайте также