[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 22-Г03-2 от 08.05.2003] В удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания отказано, так как проведение избирательной комиссией повторной проверки подписных листов, представленных в поддержку кандидата в депутаты, противоречит федеральному и республиканскому законам о выборах.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 мая 2003 года
Дело N 22-Г03-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 8 мая 2003 г. дело по кассационным представлению прокурора, участвовавшего в деле, и жалобе Хетагурова К.Д. на решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25 апреля 2003 г., которым отменена регистрация Хетагурова К.Д., зарегистрированного решением окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 от 3 апреля 2003 г. кандидатом в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителей окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 Шатик Л.В., Гаглоева Э.Г., Чельдиева Г.Д., возражавших против жалобы и представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей отменить решение, Судебная коллегия
установила:
решением окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 от 3 апреля 2003 г. Хетагуров К.Д. зарегистрирован кандидатом в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания. 18 апреля 2003 г. указанная избирательная комиссия обратилась в суд с заявлением об отмене решения о регистрации Хетагурова К.Д. по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким обстоятельством, по мнению заявителя, является представленная в избирательную комиссию 10 апреля 2003 г. справка эксперта об установлении недостоверными 17 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата в депутаты Хетагурова.
В судебном заседании избирательной комиссией представлены сведения о недостоверности еще 11 подписей.
Верховным судом Республики Северная Осетия - Алания постановлено указанное выше решение.
В кассационных представлении прокурора и жалобе Хетагурова ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления избирательной комиссии.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление избирательной комиссии об отмене регистрации Хетагурова, суд исходил из того, что после принятия решения о его регистрации были установлены на основании справки эксперта недостоверные подписи. Кроме того, в судебное заседание были представлены сведения о несоответствии данных об избирателях, содержащихся в подписных листах, данным, представленным адресной службой. Таким образом, установлено достоверных подписей менее 2 процентов, чего недостаточно для регистрации Хетагурова кандидатом в депутаты.
Установленные после регистрации недостоверные подписи являются вновь открывшимися обстоятельствами.
Данный вывод суда сделан в результате неправильного применения норм материального права.
В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать десять дней, обязана принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Законом "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" решение о регистрации либо об отказе в регистрации должно быть принято не позднее чем через три дня после приема необходимых для регистрации документов (п. 1 ст. 38).
Согласно пп. "д" п. 6 ст. 38 республиканского Закона о выборах основаниями для отказа в регистрации являются недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей.
Достоверность и действительность подписей избирателей может быть установлена только в результате проверки, проведенной соответствующей избирательной комиссией, и только после этого принято решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Республиканским Законом о выборах установлено, что такое решение избирательная комиссия может принять не позднее чем через три дня после принятия документов для регистрации.
В судебном заседании было установлено, что решение о регистрации Хетагурова избирательной комиссией было принято после проверки его подписных листов. При этом комиссией выявлено 13 недостоверных и недействительных подписей. Оставшихся 119 достоверных подписей было достаточно для принятия решения о регистрации Хетагурова. Об итогах проверки подписных листов составлен соответствующий протокол (л.д. 53). Пунктом 16 ст. 37 Закона "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" предусмотрено, что внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается.
Ни федеральное законодательство, ни республиканский Закон о выборах не предусматривают проведение повторной проверки подписных листов.
При таких обстоятельствах проведение окружной избирательной комиссией повторной проверки подписных листов, представленных в поддержку кандидата в депутаты, противоречит федеральному и республиканскому Законам о выборах, ограничивающих такую проверку определенным сроком, представляемым избирательной комиссии для принятия решения о возможности регистрации кандидата, и не допускающих пересмотра закрепленных протоколом итогов проверки подписных листов после принятия решения о регистрации.
В соответствии со сложившейся практикой под вновь открывшимися обстоятельствами следует понимать такие обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Установленные недостоверными еще 11 подписей (по данным адресного бюро) и 6 подписей (по справке эксперта) не могут быть признаны вновь открывшимися обстоятельствами, так как не являются теми обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны избирательной комиссии, поскольку ею проводилась проверка подписных листов. При надлежащей работе избирательной комиссии указанные обстоятельства могли быть установлены до вынесения решения о регистрации Хетагурова кандидатом в депутаты.
Действиями окружной избирательной комиссии, которой произведена повторная проверка подписных листов, нарушен закрепленный в ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 39 Закона "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" принцип равенства зарегистрированных кандидатов. Вследствие этого Хетагуров поставлен в неравное положение с другими кандидатами в депутаты, чем существенно нарушено его пассивное избирательное право.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть признано законным и подлежит отмене. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому Судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления окружной избирательной комиссии об отмене решения о регистрации Хетагурова кандидатом в депутаты.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отменить решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25 апреля 2003 г. и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 об отмене решения от 3 апреля 2003 г. о регистрации Хетагурова К.Д. кандидатом в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания.

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 93п03пр от 07.05.2003] Нарушение судьей требований ч. 3 ст. 348 УПК РФ повлекло изменение приговора суда присяжных.  »
Общая судебная практика »
Читайте также