[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.05.2003] О признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 n 1/1 О тарифах для населения на электрическую энергию, отпускаемую ОАО Тверьэнерго на потребительский рынок энергии и мощности.

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2003 года
Дело N А66-1224-03
(извлечение)
Арбитражный суд, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению прокурора Тверской области к Региональной энергетической комиссии Тверской области о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 N 1/1,
установил:
прокурор Тверской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 N 1/1 "О тарифах для населения на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности" с момента его издания как не соответствующего статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ).
Истец мотивирует свои требования тем, что при вынесении оспариваемого постановления РЭК Тверской области нарушен порядок его принятия, также указывает на экономическую необоснованность оспариваемого акта.
Ответчик исковые требования не признал, считает, что решение вынесено правомерно и в полном соответствии с нормами действующего законодательства, представил доказательства его экономической обоснованности. Просит принять во внимание, что оспариваемое прокурором постановление отменено с 01.02.03 постановлением РЭК Тверской области.
Из материалов дела и пояснений представителя истца следует:
31 января 2002 г. РЭК Тверской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" принято постановление N 1/1 "О тарифах для населения на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности" (опубликовано в газете "Тверские ведомости").
В указанном акте с 01.02.03 тарифы на электроэнергию для населения по сравнению с ранее действовавшими тарифами фактически увеличены на 15 процентов.
11.12.02 состоялось заседание Правительства Российской Федерации.
Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11.12.02 N 46 рекомендовано установить в регионах предельный уровень роста тарифов на электрическую и тепловую энергию не более 14 процентов.
Далее, постановление РЭК Тверской области в целях приведения уровня роста тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11.12.02 N 46 признано утратившим силу пунктом 1 постановления РЭК Тверской области от 28.02.03 N 3/1 "О признании утратившими силу постановлений Региональной энергетической комиссии Тверской области", которое вступило в силу с 01.03.03. Тарифы увеличены на 14 процентов для населения, проживающего в домах с газовыми плитами, и на 12,7 процента для сельского населения и населения, проживающего в домах с газовыми плитами.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд приходит к мнению об обоснованности доводов и требований прокурора Тверской области.
Статьи 41, 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган, его вынесший. Одновременно каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ были внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках определенных Правительством Российской Федерации предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, а изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год не допускается.
Возражение РЭК Тверской области о том, что порядок изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусматривающий их установление до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации, подлежит применению лишь к тем тарифам, которые будут приняты начиная с 2004 года, является необоснованным, поскольку Федеральный закон от 10.01.03 N 6-ФЗ, установивший данные ограничения, вступил в силу с момента его официального опубликования (ст. 2 названного Закона) - 14.01.03.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 6-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
Обжалуемое прокурором постановление было принято РЭК Тверской области после вступления в силу названных дополнений, определяющих порядок изменения тарифов на электрическую энергию. Следовательно, порядок его принятия должен был соответствовать статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ).
Законом Тверской области от 27.02.02 N 90-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год" был утвержден областной бюджет Тверской области на 2003 год.
Оспариваемое постановление принято РЭК Тверской области после принятия Закона об областном бюджете Тверской области на 2003 год и без внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Тверской области изменений и дополнений в Закон об областном бюджете на 2003 год.
При указанных обстоятельствах постановление РЭК Тверской области от 31.01.03 N 1/1 "О тарифах для населения на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности" не соответствует частям 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Довод РЭК Тверской области об экономической обоснованности размера тарифов, утвержденных оспариваемым постановлением, не может в данном случае повлиять на вывод о несоответствии постановления закону, поскольку указанные тарифы были утверждены с нарушением порядка их принятия.
Также не может быть принято арбитражным судом возражение РЭК Тверской области о том, что вновь установленные тарифы не влияют на доходную и расходную части областного бюджета Тверской области, так как вообще не учитываются в бюджете.
Так, в соответствии со статьей 23 Закона Тверской области от 27.12.02 N 90-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год" в 2003 году бюджетом области предусмотрены расходы на реализацию отдельных федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих предоставление населению льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг, в том числе Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Закона Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Из письма департамента финансов Тверской области от 16.04.03 N 04-31/ИМ-1123 следует, что предусмотренные в бюджете области средства позволяют обеспечить в полном объеме реализацию федеральных законов, предусматривающих льготы, в частности Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", а ассигнования на предоставление жилищных субсидий соответствуют бюджетным назначениям 2002 года.
По заключению контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области от 08.04.03 N 518 расчет расходов бюджета области в 2003 году от предоставления льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных федеральными законами, производится на основании Методики прогнозирования доходов и расходов консолидированного бюджета Тверской области, утвержденной постановлением администрации Тверской области от 18.11.02 N 396-па, исходя из расходов, фактически ожидаемых в 2002 году, то есть без учета повышения тарифов на электрическую энергию.
Следовательно, увеличение тарифов на электрическую энергию для населения, предусмотренное постановлением РЭК Тверской области от 31.01.03 N 1/1, в бюджете области на 2003 год не предусмотрено и приведет к росту расходов бюджета.
Определенный Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" порядок установления и изменения тарифов на электрическую энергию предусматривает необходимость внесения изменений в соответствующий бюджет во всяком случае изменения тарифов.
Кроме того, в соответствии со статьями 16, 18 Правил государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226, решение об установлении тарифов (цен) принимается правлением регулирующего органа по итогам публичного рассмотрения дела об установлении тарифов.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) публикуется в средствах массовой информации, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет. На заседании правления при рассмотрении дела об установлении тарифов имеют право присутствовать любые лица.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 19 - 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 30.10.02 N 75-7/5.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 30.10.2002 имеет номер 75-Э/5.
------------------------------------------------------------------
Согласно письму РЭК Тверской области от 16.04.03 N 379 при утверждении новых тарифов для населения на электрическую энергию ответчиком не принято мер по опубликованию информации об установлении тарифов в средствах массовой информации, чем нарушены установленный порядок рассмотрения дел об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и законные права потребителей энергии, имевших право принимать участие в рассмотрении дела.
В заявлении и в судебном заседании прокурор просил признать оспариваемое постановление не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Согласно статье 195 АПК РФ в случае признания оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд выносит решение о признании оспариваемого акта недействующим полностью или в части.
В соответствии с частью 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, у арбитражного суда отсутствуют основания признать оспариваемое прокурором постановление недействующим (не порождающим правовых последствий) со дня его издания.
Суд
решил:
признать недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 N 1/1 "О тарифах для населения на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности" как не соответствующее Федеральному закону от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (по материалам Решения Европейского Суда по правам человека от 29.04.2003 n 63378/00) (Европейский Суд по правам человека и Российская Федерация: Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года, Норма, 2005) Об объявлении приемлемой жалобы заявителя на условия содержания под стражей, недостаточность времени и условий для подготовки своей защиты, нерассмотрение ходатайства об освобождении из-под стражи, отказ в допуске в качестве защитника представителя, выбранного заявителем, и объявлении неприемлемой остальной части жалобы.  »
Общая судебная практика »
Читайте также