[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 9-Г03-6 от 28.04.2003] Жалоба на решение избирательной комиссии о регистрации избранных депутатов направлена на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом обстоятельств дела.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2003 года
Дело N 9-Г03-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе С. к избирательной комиссии Нижегородской области, Законодательному Собранию Нижегородской области об отмене решений избирательной комиссии о регистрации избранных депутатов по кассационной жалобе С. на решение Нижегородского областного суда от 6 марта 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения на кассационную жалобу представителей В.М. и Б.А. - Б.В. и С.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
С. обратился с жалобой на решение избирательной комиссии Нижегородской области об избрании депутатов и просил отменить постановление N 632 от 4 апреля 2002 года избирательной комиссии Нижегородской области о регистрации избранных депутатов В.В., Л., И., отменить постановление от 24 сентября 2002 года N 702 о регистрации избранных депутатов Б.А., В.М., А., указав, что В.В. на момент избрания являлся депутатом городской Думы г. Н. Новгорода, Л. являлся главой местного самоуправления Кстовского района, И. был главой местного самоуправления Борского района, Б.А., В.М. являлись депутатами городской Думы г. Н. Новгорода, А. был депутатом Земского Собрания Выксунского района.
Данные депутаты должны были освободить свои прежние должности, подать заявление об освобождении от прежних обязанностей, несовместимых со статусом депутата; эти должности, которые они занимают, несовместимы со статусом депутата, Закон устанавливает срок, в течение которого депутаты обязаны выполнить требования, в случае невыполнения требований избирательная комиссия отменяет результаты выборов и назначает повторные выборы, однако избирательная комиссия зарегистрировала избранных депутатов, чем нарушила требования Конституции РФ; Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ", Закона Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", других законов субъекта Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года.
Решением Нижегородского областного суда от 6 марта 2003 года постановлено: в удовлетворении жалобы С. к избирательной комиссии Нижегородской области, Законодательному Собранию Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии (постановления) N 632 от 4 апреля 2002 года о регистрации избранных депутатов В.В., Л., И. отказать.
В удовлетворении жалобы С. к избирательной комиссии Нижегородской области, Законодательному Собранию Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии (постановления) от 24 сентября 2002 года N 702 о регистрации избранных депутатов Б.А., В.М., А. отказать.
С. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить его заявление. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ от 7 мая 2002 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пункт 1 ст. 12 изложен в следующей редакции: "В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом".
В силу ст. 3 указанного Федерального закона положение вышеназванного пункта распространяется на депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранных после вступления в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступил в силу с 14 мая 2002 года.
Как видно из материалов дела, 4 апреля 2002 года депутаты В.В., Л., И., избранные на основных выборах, имели право совмещать те должности, которые они занимали, со статусом депутата Законодательного Собрания Нижегородской области. В.В. являлся депутатом городской Думы г. Н. Новгорода, Л. и И. являлись главами местного самоуправления.
Анализ норм, изложенных в решении, Конституции РФ, Федерального Законодательства и Законодательства субъекта РФ по выборам в Законодательное Собрание Нижегородской области в их совокупности произведен судом правильно.
Ни федеральное законодательство, ни местное законодательство на тот момент не запрещало депутатам В.В., И., Л. занимать должности, на которых они находились, их обязанности были совместимы со статусом депутата.
Ограничения, введенные Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 47, не могут распространяться на указанных депутатов, избранных 4 апреля 2002 года.
После проведения повторных выборов 15 сентября 2002 года избирательная комиссия Нижегородской области постановлением N 702 от 24 сентября 2002 года зарегистрировала избранных депутатов Б.А., В.М., А. и выдала им удостоверения об избрании.
А., избранный депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области, являлся депутатом Земского Собрания Выксунского района.
После утверждения списка об избрании депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области постановлением избирательной комиссии от 18 сентября 2002 года N 691 А. в установленный срок подал заявления об освобождении от обязанностей в связи с избранием депутатом Законодательного Собрания.
Постановлением Земского Собрания Выксунского района от 25.09.2002 А. был освобожден от полномочий депутата Земского Собрания Выксунского района.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что избирательная комиссия Нижегородской области не допустила нарушений п. 3 ст. 71 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области" в отношении избранных депутатов В.В., Л., И., А. и после официального опубликования результатов выборов обоснованно зарегистрировала избранных депутатов, сделан правильно.
Доводы кассационной жалобы в этой части являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд, которым дана оценка, и последнюю, как отмечено выше, судебная коллегия считает правильной.
Вместе с тем решение суда в части законности постановления от 24.09.2002 в отношении Б.А. и В.М. подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Федеральный закон N 47-ФЗ от 7 мая 2002 года на момент проведения повторных выборов содержал правовые нормы, действие которых направлено на предотвращение случаев совмещения занятия выборных должностей муниципальной службы с исполнением депутатских полномочий Законодательного Собрания.
------------------------------------------------------------------

В документе был допущен пропуск текста: видимо имеется в виду ст. 1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
В соответствии со ст. ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" депутат органа местного самоуправления - это выборная муниципальная должность.
В силу п. 4 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 30 марта 1999 г.) соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Поскольку В.М. и Б.А. фактически не выполнили возложенную на них Законом обязанность сложить с себя полномочия, несовместимые со званием депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия как орган, осуществляющий контроль за реализацией законодательства выборах, должна была рассмотреть вопрос об отмене своего решения в части признания данных кандидатов избранными депутатами.
Тот факт, что ряд статей Закона Нижегородской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области" и Закона Нижегородской области "О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области", разрешающих совмещение деятельности депутата Законодательного Собрания одновременно с полномочиями выборного должностного лица местного самоуправления, были признаны недействующими решением Нижегородского областного суда от 28 октября 2002 года с момента вступления в законную силу (это решение вступило в силу 20 декабря 2002 года), а городская Дума считает допустимым, что работа в качестве депутатов не на постоянной основе дает им право оставаться депутатами городской Думы, являясь депутатами Законодательного Собрания, не свидетельствует о законности судебного постановления, так как указанные выше Федеральные законы являлись достаточной правовой базой для рассмотрения избирательной комиссией вопроса об отмене своего решения в части признания Б.А. и В.М. избранными депутатами.
С учетом того, что для правильного разрешения дела необходимо установить причины, по которым Б.А. и В.М. не сложили с себя обязанности, несовместимые со званием депутата, и продолжают работать в городской Думе, несмотря на прямой запрет, содержащийся в Федеральных законах, а избирательная комиссия не рассмотрела вопрос об отмене своего решения, недостатки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, дело подлежит отмене и направлению в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 6 марта 2003 года в части отказа в удовлетворении жалобы С. к избирательной комиссии Нижегородской области, Законодательному Собранию Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии (постановления) от 24 сентября 2002 года N 702 о регистрации избранных депутатов Б.А., В.М. отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Это же решение в части отказа в удовлетворении жалобы С. к избирательной комиссии Нижегородской области, Законодательному Собранию Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии (постановления) N 632 от 4 апреля 2002 года о регистрации избранных депутатов В.В., Л., И. и отмене решения избирательной комиссии (постановления) от 24 сентября 2002 года N 702 о регистрации А. оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 47-Г03-06 от 25.04.2003 Вышестоящий суд передает дело на рассмотрение другого суда, если после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становится невозможным.  »
Общая судебная практика »
Читайте также