[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС03-81 от 24.04.2003] В удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 n 1582 в части исключения некоторых населенных пунктов из зоны с правом на отселение, а других из зоны радиоактивного загрязнения отказано правомерно, поскольку такое исключение произведено Правительством РФ на основании официальных данных Росгидромета, а доказательств неправильного производства расчетов определения загрязнения заявителем не представлено.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2003 г. N КАС03-81
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Нечаева В.И.,
прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 апреля 2003 г. гражданское дело по заявлению Жигая А.Н., Галькевича А.И. и других о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения 40 населенных пунктов Климовского района Брянской области из зоны с правом на отселение и двух населенных пунктов (из этих 40) пунктов: Боровка и Новокирилловка из зоны радиоактивного загрязнения по кассационной жалобе Жигая А.Н. на решение Верховного Суда РФ от 23 октября 2002 года, которым оспоренное Постановление Правительства РФ признано незаконным и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу в части исключения из зоны проживания с правом на отселение населенных пунктов: Вишневый, Бугровка, Чуровичи и Вознесенск Климовского района Брянской области, а в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Жигая А.Н. и других заявителей - Братукина А.В., Пилипенко А.И. и Марченко И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства РФ Бублия С.А., Челюканова В.В., Подлесской Т.И. и Нечаевской Е.В., заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Жигай А.Н., Галькевич А.И. и другие обратились в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения населенных пунктов Климовского района Брянской области: Могилевцы, Гетманская Буда, Фоевичи, Бугровка, Чуровичи, Вознесенск, Старый Ропск, Вишневый, Дохновы, Быстра, Истопки, Шамовка, Забрама, Красный Бор, Луговой, Шумиловка, Плавна, Курозново, Сушаны, Красные Ляды, Чернооково, Михайловка, Крушинник, Ягодное, Скачек, Бровничи, Петровский, Засновье, Кирилловка, Березовка, Бабки, Бурный, Петрова Гута, Уборки, Красный Став, Прогресс, Лужи, Карнатное, Боровка, Новокирилловка из зоны проживания с правом на отселение, а также и об исключении двух из них населенных пунктов (Боровка и Новокирилловка) вообще из зоны радиоактивного загрязнения, сославшись на то, что такое исключение населенных пунктов из зоны произведено Правительством РФ с нарушением законодательства Российской Федерации без учета фактических показаний радиоактивного загрязнения. В результате жители этих населенных пунктов необоснованно (по мнению заявителей) лишены предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льгот и компенсаций.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель Жигай А.Н. ставит вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении заявленного требования. В обоснование кассационной жалобы Жигай А.Н. сослался на ошибочность выводов суда о соответствии закону оспоренного Постановления Правительства РФ в части отказа в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Оспоренным Постановлением от 18 декабря 1997 года N 1582 Правительство РФ в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом изменения радиационной обстановки, в том числе в результате осуществления в 1986 - 1997 годах комплекса защитных и реабилитационных мероприятий, утвердило Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения. В результате 40 указанных выше населенных пунктов Климовского района Брянской области были исключены из числа пунктов, входящих с зону проживания с правом на отселение, и переведены (за исключением двух населенных пунктов: Новокирилловка и Боровка, которые вообще исключены из зон радиоактивного загрязнения) в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, включая и населенные пункты Вишневый, Бугровка, Чуровичи и Вознесенск.
Признавая недействующим оспоренное Постановление в части исключения из зоны проживания с правом на отселение 4 населенных пунктов: Вишневый, Бугровка, Чуровичи и Вознесенск, Верховный Суд Российской Федерации учел то обстоятельство, что плотность загрязнения почвы цезием-137 по состоянию на 1 января 2002 года в этих пунктах превышает 5 Ки/кв. км, что превышает уровень радиационного загрязнения, предусмотренный законом для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, и на время принятия Правительством РФ оспоренного Постановления (в 1997 г.) уровень загрязнения приведенных 4 населенных пунктов не мог быть менее 5 Ки/кв. км, учитывая физическую закономерность естественного распада выпавшего на поверхность почвы цезия-137.
В данной части решение Верховного Суда РФ в кассационном порядке не обжаловано.
Отказывая же в удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Правительства РФ в части исключения из зоны проживания с правом на отселение остальных 36 населенных пунктов Климовского района Брянской области, Верховный Суд Российской Федерации обоснованно исходил из того, что такое исключение 36 населенных пунктов из зоны проживания с правом на отселение произведено оспоренным Постановлением Правительства РФ на основании представленных соответствующими органами государственной власти (Гидрометом РФ и Минздравом РФ) данных об уровне радиационного загрязнения этих населенных пунктов, который на конец 1996 года и к 2002 году не превышал 5 Ки/кв. км, что соответствовало согласно ст. 11 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" уровню загрязнения для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (от 1 до 5 Ки/кв. км).
Обоснованно исключены из зоны проживания с правом на отселение без перевода в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом и населенные пункты Боровка и Новокирилловка, поскольку как на период принятия оспоренного Постановления, так и к 2002 году Правительство РФ также располагало официальными сведениями об уровне радиоактивного загрязнения, который в указанных 2 населенных пунктах составлял менее 1 Ки/кв. км.
Имеющаяся в деле кассационная жалоба Жигая А.Н. составлена крайне небрежно, с явными ошибками.
Во-первых, как следует из материалов дела, заявители ставили вопрос о незаконном исключении из зоны проживания с правом на отселение всего 40 населенных пунктов.
В кассационной жалобе говорится о требовании признания незаконным 44 населенных пунктов (перевод 4 населенных пунктов из одной зоны в другую, признанный судом неправомерным плюс еще 40 населенных пунктов) - 6-я строка кассационной жалобы.
В кассационной жалобе неоднократно (ошибочно) указывается на то, что суд якобы установил уровень радиационного загрязнения во всех 40 населенных пунктах свыше 1 Ки/кв. км, тогда как при таком уровне радиации (если этот уровень при этом не превышает 5 Ки/кв. км) все населенные пункты Климовского района подлежали включению именно в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В кассационной жалобе утверждается, что все 40 населенных пунктов необходимо было включить в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, тогда как оспоренным Постановлением Правительства РФ все эти населенные пункты (за исключением Боровки и Новокирилловки, уровень радиации которых составлял менее 1 Ки/кв. км, в связи с чем последние исключены вообще из зоны загрязнения) были после исключения из зоны проживания с правом на отселение включены именно в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом и первоначально требование заявителей сводилось ко включению приведенных населенных пунктов обратно в зону проживания с правом на отселение.
В кассационной жалобе (в ее резолютивной части) содержится просьба отменить Постановление Верховного Суда РФ от 9 августа 2002 года, тогда как оспаривается решение Верховного Суда РФ от 23 октября 2002 года.
При этом вместо 40 населенных пунктов, исключение которых оспаривалось в суде, в кассационной жалобе указываются 62 населенных пункта Климовского района Брянской области.
В кассационной жалобе содержится просьба оставить без изменения решение Верховного Суда РФ об удовлетворении заявления и признания Постановления Правительства РФ незаконным в части исключения населенных пунктов: Вишневый, Бугровка, Чуровичи и Вознесенск из зоны "с льготно-социальным экономическим статусом", тогда как судом признано незаконным оспоренное Постановление Правительства РФ в части исключения указанных 4 населенных пунктов из зоны проживания с правом на отселение.
На заседании Кассационной коллегии представители заявителей утверждали, что, признавая законным оспоренное Постановление Правительства РФ в части исключения из перечня зоны проживания с правом на отселение населенных пунктов Гетманская Буда и Фоевичи, Верховный Суд Российской Федерации игнорировал то обстоятельство, что согласно данным начальника Управления мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета по обследованию населенных пунктов по состоянию на 1 января 2000 года и согласно справочнику, официально изданному Минздравом РФ под редакцией Г.Я. Брука, плотность загрязнения почв цезием-137 в этих населенных пунктах превышала 5 Ки/кв. км.
Плотность загрязнения почв в населенном пункте Могилевцы согласно приведенным данным хотя и не превышает 5 Ки/кв. км, однако имеет такой уровень (4,76 Ки/кв. км - по справочнику Г.Я. Брука и 4,88 Ки/кв. км - по данным Управления мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета), который, по мнению представителей заявителей, свидетельствует о том, что ко времени принятия Правительством РФ оспоренного Постановления уровень такой плотности загрязнения не мог быть ниже 5 Ки/кв. км.
Однако Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с приведенным утверждением представителей заявителей по следующим основаниям.
Во-первых, материалы, на которые ссылаются представители заявителей, не были ими представлены в суд первой инстанции, хотя такая возможность у них имелась.
Во-вторых, как пояснили представители Правительства РФ, ни данные, приведенные Управлением мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета, ни данные, приведенные Бруком Г.Я. в справочнике, не могут учитываться непосредственно как окончательные ни для проверки показателей радиационного загрязнения почв, учитываемых в 1997 году при принятии оспоренного Постановления Правительства РФ, ни даже при утверждении нового перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, поскольку не проходили обработку в НПО "Тайфун" (г. Обнинск) и не были объектом экспертизы на Межведомственной комиссии по радиационному мониторингу окружающей среды.
Данный довод представителей Правительства РФ представителями заявителей опровергнут не был.
Кроме того, изданный Минздравом России под редакцией Г.Я. Брука справочник должен содержать (судя по его названию) лишь средние годовые эффективные дозы облучения в 2001 году жителей населенных пунктов...
Именно определение этих показателей радиационной обстановки отнесено законодательством к компетенции Министерства здравоохранения России.
Определение же показателей плотности загрязнения почв цезием-137 отнесено к компетенции Росгидромета, а не Минздрава России.
Согласно официальным данным о радиационной обстановке в населенных пунктах Гетманская Буда, Фоевичи и Могилевцы, учитываемых при утверждении очередных перечней населенных пунктов по соответствующим зонам радиоактивного загрязнения, плотность загрязнения почв цезием-137 в этих пунктах составляла на момент принятия оспоренного Постановления Правительства РФ в Гетманской Буде - 4,91 Ки/кв. км, в Фоевичах - 4,72 Ки/кв. км и в Могилевцах - 4,09 Ки/кв. км.
Согласно этим же официальным данным уровень плотности загрязнения почв цезием-137 по состоянию на 1 января 2002 года составлял в Гетмайской Буде - 4,96 Ки/кв. км, в Фоевичах - 4,90 Ки/кв. км и в Могилевцах - 4,56 Ки/кв. км (л.д. 123 - 127, т. I).
На заседании Кассационной коллегии представители заявителей ссылались также на то, что в 6 населенных пунктах Климовского района Брянской области среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения согласно исследованиям, проводившимся после издания оспоренного Постановления, составила 1 и более мЗв (0,1 бэр), а именно: Засновье - 1,1 мЗв, Истопки - 1,0, Карнатное - 1,2, Лужи - 1,0, Петровский - 1,0, Шамовка - 1,0, Забрама - 1,1, Красный Бор - 1,2, Луговой - 1,1, Шумиловка - 1,0, Плавна - 1,0, Бровничи - 1,1, Красные Ляды - 1,2, Прогресс - 1,1, Сушаны - 1,0 и Фоевичи - 1,1 мЗв.
В связи с этим представители заявителей утверждали, что эти населенные пункты незаконно исключены из зоны проживания с правом на отселение, несмотря на то, что плотность загрязнения почв цезием-137 в них составляет менее 5 Ки/кв. км.
Приведенные доводы представителей заявителей не могут служить основанием для признания незаконным как решения суда первой инстанции, так и оспоренного Постановления Правительства РФ в указанной части.
Во-первых, согласно ст. 10 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане же, проживающие в населенных пунктах этой зоны (т.е. с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км), в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных настоящим Законом.
Как отмечено выше, плотность загрязнения почв цезием-137 в этих населенных пунктах составляет менее 5 Ки/кв. км, поэтому даже при эффективной эквивалентной дозе облучения

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (по материалам Постановления Европейского Суда по правам человека от 24.04.2003 n 24351/94) (Бюллетень Европейского Суда по правам человека, 2003, n 9) Смерть содержавшегося под стражей брата заявителя и отсутствие эффективного расследования по этому факту: допущено нарушение Статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.  »
Общая судебная практика »
Читайте также