[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24 - 25.04.2003] О признании недействующими решений Региональной энергетической комиссии Самарской области от 21.01.2003 n 3 Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год и n 4 Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год.

РЕШЕНИЕ
от 24 - 25 апреля 2003 года
Дело N А55-1977-03-34
(извлечение)
Арбитражный суд Самарской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Самарской области к Региональной энергетической комиссии Самарской области (третьи лица - ОАО "Самараэнерго", г. Самара; Торгово-промышленная палата города Тольятти, Самарская область) о признании недействующими решений,
установил:
прокурор Самарской области в соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 2 статьи 192 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействующими решений Региональной энергетической комиссии Самарской области от 21.01.03 N 3 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год" и от 21.01.03 N 4 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год".
Удовлетворив ходатайство Торгово-промышленной палаты города Тольятти, суд привлек к участию в деле Торгово-промышленную палату города Тольятти в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне заявителя согласно статье 51 АПК РФ.
Удовлетворив ходатайство ОАО "Самараэнерго", суд привлек к участию в деле ОАО "Самараэнерго" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика согласно статье 51 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые решения ответчика, изменяющие установленные на период 2002 - 2003 годов решениями РЭК Самарской области от 26.02.02 N 10 и от 30.07.02 N 17 тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области и электрическую и тепловую энергию для иных групп потребителей Самарской области, не соответствуют статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ, а также статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип сбалансированности бюджета. Также пояснил, что ответчик принял оспариваемые решения после принятия Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год", который был принят Самарской губернской Думой 17.12.02 и вступил в законную силу 01.01.03. В нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ) оспариваемые решения приняты ответчиком без одновременного внесения изменений и дополнений в бюджет Самарской области. По мнению представителя заявителя, в связи с вступлением в законную силу с 14.01.03 Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ требования части 3 статьи 2 данного Закона об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации распространяются на текущий 2003 год независимо от того, был ли установлен предельный уровень данных тарифов. Установленный законом запрет изменения тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год объясняется тем, что в соответствии с частью 2 статьи 182 и статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год составляется с учетом прогноза бюджета субъекта Российской Федерации и свода бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, плана развития государственного или муниципального сектора экономики, структуры государственного или муниципального долга и программы внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета, оценки потерь бюджета, оценки ожидаемого исполнения бюджета.
Представитель третьего лица - Торгово-промышленной палаты города Тольятти Самарской области в судебном заседании с требованиями заявителя согласился и считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, приведенным прокурором Самарской области.
Представитель ответчика - РЭК Самарской области с заявленными требованиями прокурора Самарской области не согласился и считает их не подлежащими удовлетворению, так как Федеральный закон от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не может быть применен при рассмотрении настоящего дела об оспаривании решений РЭК Самарской области от 21.01.03 N 3 и 4. Данный Федеральный закон, по мнению ответчика, может быть применен исключительно после установления Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию и до принятия в первом чтении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, то есть не ранее 2004 года. Механизм, закрепленный Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ, возможен для реализации при установлении предельных норм только на 2004 год, в связи с чем ответчик считает, что при принятии оспариваемых решений действовал в полном соответствии с действующим законодательством. Данные решения приняты исходя из необходимости компенсации роста экономически обоснованных расходов энергоснабжающих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, обусловленную увеличением тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального оптового рынка электрической энергии (мощности), увеличением оптовых цен на газ для промышленных потребителей, абонентной платы за пользование сетями РАО "ЕЭС России", ростом расходов на ремонт энерго- и теплопроизводящего оборудования, тепловых и электрических сетей.
Представитель третьего лица - ОАО "Самараэнерго" с заявлением прокурора Самарской области не согласился, при этом сослался на то, что статья 1 Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не должна применяться в настоящем деле, поскольку названный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 13.01.03, то есть после начала очередного финансового года, и предельные уровни тарифов Правительством Российской Федерации не были установлены. По мнению представителя третьего лица, оспариваемые решения изменяют тарифы, введенные в действие ранее принятыми в 2002 году решениями РЭК Самарской области, а не "указанные тарифы" в буквальном толковании данного Закона. Принятие ответчиком оспариваемых решений не повлекло изменения расходов бюджета Самарской области на 2003 год. Тарифы на электрическую и тепловую энергию для бюджетных организаций установлены решением РЭК Самарской области от 30.07.02 N 17. Статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может быть применена в настоящем деле, так как РЭК Самарской области не является субъектом бюджетных правоотношений, ей не предоставлены Бюджетным кодексом Российской Федерации какие-либо бюджетные полномочия.
Из материалов дела следует, что 21.01.03 РЭК Самарской области приняла решение N 3 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год", которым утвердила тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области согласно приложению N 1 "Тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области", приложению N 2 "Тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области, вводимые с 1 июля 2003 г.", приложению N 3 "Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами", приложению N 4 "Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами, вводимые с 1 июля 2003 года", утвердила тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей Самарской области согласно приложению N 5 "Тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей", приложению N 6 "Тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей, вводимые с 1 июля 2003 года". Указанным решением признаны утратившими силу пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.6, 3.6.1, 3.6.2, 3.7, 3.8 приложения N 1 к решению РЭК Самарской области от 30.07.02 N 17 с момента вступления в силу решения РЭК Самарской области от 21.01.03 N 3.
21 января 2003 г. РЭК Самарской области приняла решение N 4 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год", которым утвердила и ввела в действие с 24 января 2003 г. тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями, и тарифы на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций (приложения N 6 "Тарифы, (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям", N 7 "Тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями", N 8 "Тарифы на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций", N 9 "Тарифы на электрическую энергию для энергоснабжающих организаций, осуществляющих оптовую покупку"). Данным решением признаны утратившими силу пункты 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2, 3.4 приложения N 1, а также приложения N 2, N 3, N 4, N 6, N 7 к решению РЭК Самарской области от 30.07.02 N 17, пункты 3.3, 3.9 приложения N 1, пункт 5 приложения N 2 и приложение N 5 к решению РЭК Самарской области от 26.02.02 N 10 с момента вступления в силу решения РЭК Самарской области от 21.01.03 N 4. Абзац первый пункта 2.6 приложения N 7 к решению РЭК Самарской области от 26.02.02 N 10 изложен в следующей редакции: "Тариф - плата за услуги абонента по передаче электроэнергии субабоненту (кроме энергоснабжающих организаций) не может превышать 5% от тарифа на электроэнергию, установленного для соответствующей группы потребителей, и устанавливается по соглашению сторон".
Оспариваемые решения опубликованы в газете "Волжская коммуна" от 23 января 2003 г. N 12 (24827), вводимые этими решениями тарифы изменяют в сторону увеличения ранее действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию в Самарской области.
На дату принятия оспариваемых решений, то есть на 21.01.03, действовал Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию} в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ.
Статья 2 названного Федерального закона определила сущность государственного регулирования тарифов.
В части 1 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Частью 2 статьи 2 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19.12.02 и вступившего в действие со дня официального опубликования в "Российской газете" 14.01.03) предусмотрено, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 2 названного Федерального закона (введенной Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 названного Федерального закона (введенной Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ) предусмотрено, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Суд считает неправомерным довод ответчика о том, что части 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", введенные Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ и вступившие в действие с 14.01.03, могут быть применены исключительно после установления Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, то есть не ранее 2004 года. Указанными частями статьи 2 названного Закона с 14.01.03 был введен порядок, обеспечивающий государственное регулирование тарифов, который действовал на дату принятия ответчиком оспариваемых решений и являлся обязательным для всех участников правоотношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не содержит положений о том, что требования статьи 2 данного Закона могут быть применены исключительно после установления Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, в связи с чем суд считает, что данный довод ответчика не основан на нормах названного Федерального закона или иного действующего законодательства.
Более того, часть 3 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ разрешает устанавливать тарифы субъектам исполнительной власти Российской Федерации (начиная с 14.01.03) на очередной финансовый год только в рамках предельных уровней и в период до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской

[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.04.2003] О признании недействительным пункта 5 приложения n 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.12.2002 n 129 О тарифах на энергию, отпускаемую ОАО Кузбассэнерго потребителям с 01.01.2003.  »
Общая судебная практика »
Читайте также