[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.04.2003] О признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 n 1/2 О тарифах на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО Тверьэнерго на потребительский рынок энергии и мощности Тверской области промышленным и приравненным к ним потребителям.

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2003 года
Дело N А66-1223-03
(извлечение)
Арбитражный суд Тверской области, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению прокурора Тверской области к Региональной энергетической комиссии Тверской области о признании недействующим нормативного акта,
установил:
прокурор Тверской области (далее - прокурор) обратился с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 N 1/2 "О тарифах на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности Тверской области промышленным и приравненным к ним потребителям".
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемое постановление принято в нарушение порядка установления тарифов на электрическую энергию, предусмотренного статьей 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ): повышение тарифов на электроэнергию произведено после принятия закона о бюджете Тверской области и без внесения в него изменений.
РЭК Тверской области требования прокурора не признала, указав, что повышение тарифов на электроэнергию было экономически обоснованным (с 01.01.03 в соответствии с решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации были повышены оптовая цена на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, и тарифы на электроэнергию, отпускаемую с федерального оптового рынка электрической энергии, а также выросла абонентная плата за услуги РАО "ЕЭС России"); поскольку Правительством Российской Федерации не было принято постановление о предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию, а Федеральный закон от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" был принят и вступил в силу уже после принятия закона о бюджете Тверской области, то установленный им порядок изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусматривающий их установление до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации, подлежит применению лишь к тем тарифам, которые будут приняты в рамках данного Федерального закона на очередной финансовый год, то есть начиная с 2004 года.
Рассмотрев материалы дела и заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Постановлением РЭК Тверской области от 31.01.03 N 1/2 "О тарифах на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности Тверской области промышленным и приравненным к ним потребителям" были утверждены и введены в действие с 01.02.03 тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" промышленным и приравненным к ним потребителям.
Указанное постановление было опубликовано в газете "Тверская жизнь" 06.02.03.
Имеющимся в деле письмом РЭК Тверской области в адрес прокурора от 13.03.03 N 191 подтверждается, что названным постановлением тарифы на электрическую энергию по сравнению с ранее действовавшими (с 01.10.02) были увеличены для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВа на 20 процентов и 23 процента для высокого и среднего напряжения присоединения соответственно и для потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВа - на 7 процентов и 23 процента для среднего и низкого напряжения присоединения соответственно.
Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ были внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках определенных Правительством Российской Федерации предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, а изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год не допускается.
Возражение РЭК Тверской области о том, что порядок изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусматривающий их установление до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации, подлежит применению лишь к тем тарифам, которые будут приняты начиная с 2004 года, является необоснованным, поскольку Федеральный закон от 10.01.03 N 6-ФЗ, установивший данные ограничения, вступил в силу с момента его официального опубликования (ст. 2 названного Закона) - 14.01.03.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 6-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
Обжалуемое прокурором постановление было принято РЭК Тверской области после вступления в силу названных дополнений, определяющих порядок изменения тарифов на электрическую энергию. Следовательно, порядок его принятия должен был соответствовать статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ.
Законом Тверской области от 27.02.02 N 90-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год" был утвержден областной бюджет Тверской области на 2003 год.
Оспариваемое постановление принято РЭК Тверской области после принятия Закона об областном бюджете Тверской области на 2003 год и без внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Тверской области изменений и дополнений в Закон об областном бюджете на 2003 год.
При указанных обстоятельствах постановление РЭК Тверской области от 31.01.03 N 1/2 "О тарифах на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности Тверской области промышленным и приравненным к ним потребителям" не соответствует частям 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Довод РЭК Тверской области об экономической обоснованности размера тарифов, утвержденных оспариваемым постановлением, не может в данном случае повлиять на вывод о несоответствии постановления закону, поскольку указанные тарифы были утверждены с нарушением порядка их принятия.
Также не может быть принято арбитражным судом возражение РЭК Тверской области о том, что вновь установленные тарифы не влияют на доходную и расходную части областного бюджета Тверской области, так как вообще не учитываются в бюджете.
Определенный Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" порядок установления и изменения тарифов на электрическую энергию предусматривает необходимость внесения изменений в соответствующий бюджет во всяком случае изменения тарифов.
В заявлении и в судебном заседании прокурор просил признать оспариваемое постановление не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Согласно статье 195 АПК РФ в случае признания оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд выносит решение о признании оспариваемого акта недействующим полностью или в части.
В соответствии с частью 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, у арбитражного суда отсутствуют основания признать оспариваемое прокурором постановление недействующим (не порождающим правовых последствий) со дня его издания.
Арбитражный суд
решил:
признать постановление Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 N 1/2 "О тарифах на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности Тверской области промышленным и приравненным к ним потребителям" не соответствующим Федеральному закону от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и недействующим полностью.

[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.04.2003] О признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 n 1/3 О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО Тверьэнерго на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей.  »
Общая судебная практика »
Читайте также