[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.04.2003] О признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 n 1/3 О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО Тверьэнерго на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей.

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2003 года
Дело N А66-1225-03
(извлечение)
Арбитражный суд, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению прокурора Тверской области к ответчику - Региональной энергетической комиссии Тверской области о признании недействующим постановления от 31.01.03 N 1/3,
установил:
прокурор Тверской области (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к ответчику - Региональной энергетической комиссии Тверской области об оспаривании нормативного правового акта РЭК Тверской области - постановления от 31.01.03 N 1/3 "О тарифах на электроэнергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей".
В соответствии с заявленными требованиями оспариваемое постановление РЭК Тверской области противоречит Федеральному закону от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ).
Представитель РЭК Тверской области требования заявителя оспаривает, ссылаясь на то, что повышение тарифов на электроэнергию явилось экономически обоснованным, ограничения по поводу изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение финансового года, установленные Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ, распространяются только на те тарифы, которые будут устанавливаться начиная с 2004 года, и не затрагивают вопросы ценообразования на 2003 год, а также просит учесть, что оспариваемое постановление признано утратившим силу с 01.03.03 (п. 3 постановления РЭК Тверской области от 28.02.03 N 3/1 "О признании утратившими силу постановлений Региональной энергетической комиссии Тверской области").
Как установлено материалами дела, 31.01.03 РЭК Тверской области принято постановление N 1/3 "О тарифах на электроэнергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей", в соответствии с которым с 01.02.03 введены новые, повышенные тарифы для бюджетных потребителей, в том числе дифференцированные по зонам суток.
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Тверская жизнь" от 06.02.03 N 22.
В целях приведения уровня роста тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11.12.02 N 46 РЭК Тверской области постановлением от 28.02.03 N 3/1 признала утратившим силу пункт 1.2 постановления от 31.01.03 N 1/3 "О тарифах на электроэнергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей". Однако действие постановления от 31.03.03 N 1/3 признано утратившим силу не с момента его издания, а лишь с 01.03.03, в связи с чем прокурор настаивает на рассмотрении своих требований по существу.
Из оспариваемого нормативного акта усматривается, что с 01.02.03 тарифы на электроэнергию для бюджетных потребителей по сравнению с ранее действовавшими тарифами фактически увеличиваются на 22 процента.
Рассмотрев материалы дела и доводы представителей сторон, арбитражный суд находит требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно Федеральному закону от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством России (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного, представительного органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Закон Тверской области N 90-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год" принят 27.12.02.
Таким образом, оспариваемое постановление РЭК Тверской области в нарушение части 3 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ) принято после принятия Закона Тверской области от 27.12.02 N 90-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год".
В соответствии с абзацем третьим статьи 4 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
Согласно письму Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 15.07.02 N ЮЯ-2332/11 "О тарифах для бюджетных потребителей на 2003 год", а также письму от 27.08.02 N ЮС-2954/8 прогноз роста тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год определялся в размере 14 процентов, установленных протоколом Правительства Российской Федерации от 20.06.02 N 22.
Увеличение цен для конечных потребителей не более чем на 14 процентов предусмотрено также протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11.12.02 N 46, о чем РЭК Тверской области сообщила Комитету Законодательного Собрания Тверской области по экономической, аграрной и промышленной политике письмом от 18.03.03 N 225. Таким образом, оспариваемое постановление РЭК Тверской области принято без учета решений Правительства Российской Федерации.
При утверждении новых тарифов на электроэнергию и энергоресурсы РЭК Тверской области не принято мер по одновременному внесению на рассмотрение законодательного органа Тверской области проекта изменений в Закон Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год", в связи с чем оспариваемое постановление РЭК Тверской области противоречит Федеральному закону от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
С 01.03.03 на основании постановлении РЭК Тверской области от 28.02.03 N 3/1 установлены новые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую бюджетным потребителям, предусматривающие повышение тарифов для бюджетных организаций на 8 процентов для среднего напряжения присоединения и на 14 процентов для низкого напряжения. Вместе с тем в феврале 2003 года оставлен необоснованно повышенный тариф (22 процента).
Доводы представителя РЭК Тверской области о том, что действие Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ может распространяться лишь на 2004 год, суд признает несостоятельными.
Указанный Закон вступил в силу 14.01.03, то есть до принятия оспариваемого постановления, поэтому при принятии постановления 31.01.03 РЭК Тверской области обязана была руководствоваться нормами данного Федерального закона.
Из заключения контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области от 08.04.03 N 518 следует, что при определении расходов областного бюджета на оплату электрической энергии органами управления и бюджетными потребителями учитывались тарифы на электрическую энергию, установленные постановлением РЭК Тверской области от 27.09.02 N 18/4 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей", увеличенные на индекс-дефлятор 1,19, то есть на 19 процентов вместо 22 процентов, предусмотренных оспариваемым постановлением. При этом расходы областного бюджета на оплату электроэнергии, рассчитанные исходя из вышеуказанных тарифов с учетом лимита потребления электроэнергии, скорректированы на возможности доходной части бюджета с коэффициентом 0,8, то есть Законом Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2003 год" предусмотрены не в полном объеме.
Таким образом, увеличение тарифов на электроэнергию для бюджетных потребителей в размере, установленном постановлением РЭК Тверской области от 31.01.03 N 1/3, приведет к необоснованному росту расходов бюджета и к росту рыночных цен.
В соответствии со статьями 16, 18 Правил государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226, решение об установлении тарифов (цен) принимается правлением регулирующего органа по итогам публичного рассмотрения дела об установлении тарифов.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) публикуется в средствах массовой информации, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет. На заседании правления при рассмотрении дела об установлении тарифов имеют право присутствовать любые лица.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 19 - 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 30.10.02 N 75-7/5. По объяснениям представителя РЭК Тверской области в данном случае информация об установлении тарифов в средствах массовой информации не опубликовывалась и на сайте в Интернете не производилась, чем нарушены установленный порядок рассмотрения дел об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и законные права потребителей энергии, имеющих право принимать участие в рассмотрении дел лично или через своих представителей.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 30.10.2002 имеет номер 75-Э/5.
------------------------------------------------------------------
Арбитражный суд
решил:
заявление прокурора Тверской области удовлетворить.
Признать недействующим полностью постановление Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.01.03 N 1/3 "О тарифах на электроэнергию, отпускаемую ОАО "Тверьэнерго" на потребительский рынок энергии и мощности для бюджетных потребителей" как не соответствующее Федеральному закону от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилам государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226, имеющим большую юридическую силу.

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-298 от 24.04.2003] В удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 n 630, отказано, так как оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.  »
Общая судебная практика »
Читайте также