[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-325 от 22.04.2003] В удовлетворении заявления о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 27.03.1998 n 814, отказано, так как положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2003 г. N ГКПИ03-325
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
Судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кушнарева Андрея Михайловича о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814,
установил:
Кушнарев А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, нарушают его права, т.к. подзаконный акт не может возлагать обязанности на граждан - соискателей ученой степени кандидата наук по сдаче кандидатских экзаменов.
Заявитель Кушнарев А.М. о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.
Представители заинтересованных лиц Минобразования России Шишканова И.А. и Минюста России Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Минобразования России Шишкановой И.А., Минюста России Мокровой Е.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 утверждено Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (в ред. Приказов Минобразования РФ от 16.03.2000 N 780, от 27.11.2000 N 3410).
Пунктом 78 настоящего Положения предусмотрено, что кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена - установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации переименовано в Министерство образования Российской Федерации.
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в статье 21 предусматривает, что подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателя для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре.
Положения о докторантах, об аспирантах и о соискателях утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 марта 2000 г. N 258 утвердило Положение о Министерстве образования Российской Федерации.
Минобразование России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области образования.
В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России утверждает положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров.
Следовательно, Минобразование России в пределах компетенции издало Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
Предусмотренное пунктом 78 Положения требование об обязательной сдачи кандидатских экзаменов для присуждения ученой степени кандидата наук соответствует законодательству о науке и об образовании.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок присуждения ученых степеней.
Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74, установлено, что соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответствующие кандидатские экзамены (пункт 13 настоящего Положения).
Требование о сдаче кандидатских экзаменов относится к субъектам учебной и научной деятельности в системе послевузовского профессионального образования независимо от того, является ли лицо обучающимся в аспирантуре и подготавливающим диссертацию или соискателем, подготавливающим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре.
Из объяснений представителя Минобразования России Шишкановой И.А. в суде следует, что кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Пунктом 92 Положения предусмотрена выдача удостоверения установленной формы о сдаче кандидатских экзаменов, однако, оно не является документом о послевузовском профессиональном образовании и не свидетельствует о завершении послевузовского профессионального образования.
Положения статьи 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливают документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании и не определяют правовые основы подготовки научно-педагогических и научных кадров.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о противоречии пункта 78 Положения федеральному закону являются несостоятельными.
Требование о сдаче соответствующих кандидатских экзаменов соискателем ученой степени кандидата наук относится к оценке квалификации научных и научно-педагогических работников в области послевузовского профессионального образования и не может рассматриваться как ограничение гражданских прав.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Кушнарева А.М. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Кушнарева Андрея Михайловича о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 51-Г03-11 от 22.04.2003] С целью создания необходимых условий охраны государственной границы в пограничной зоне устанавливается пограничный режим. В свою очередь пределы названной зоны определяются и изменяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации.  »
Общая судебная практика »
Читайте также