ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 47-Г03-4 от 15.04.2003 В удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений приложения n 2 к Закону Оренбургской области от 31.12.2002 Об областном бюджете на 2003 год отказано правомерно, поскольку субъекту РФ предоставлено право определять нормативы отчислений по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц в бюджеты муниципального образования, методика расчета долей для муниципальных образований, предназначенных к отчислению из областного бюджета, не противоречит требованиям федерального законодательства.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2003 года
Дело N 47-Г03-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Беспаловой З.Д.
рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2003 г. гражданское дело по кассационной жалобе Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 10 февраля 2003 г. по заявлениям муниципальных образований Пригородный и Красноуральский сельские Советы Оренбургского района Оренбургской области о признании недействующими пунктов 44 и 45 Приложения N 2 к Закону Оренбургской области от 31 декабря 2002 г. "Об областном бюджете на 2003 год" в части установления нормативов отчислений для Пригородного сельского Совета по налогу на прибыль организаций в размере 6,25%, по налогу на доходы физических лиц в размере 14,3%, для Красноуральского сельского Совета по налогу на прибыль организаций в размере 6,25%, по налогу на доходы физических лиц в размере 9,4%.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителей Пригородного сельсовета Доронина М.В., администрации Оренбургской области Латаевой В.В., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальные образования Пригородный и Красноуральский сельские Советы Оренбургского района Оренбургской области обратились в суд с заявлениями о признании недействующими пунктов 44 и 45 приложения 2 к Закону Оренбургской области от 31 декабря 2002 года N 492/75-Ш-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" в части установления для Пригородного сельского Совета нормативов отчислений по налогу на прибыль организаций в размере 6,25%, по налогу на доходы физических лиц в размере 14,3%, для Красноуральского сельского Совета - соответственно по налогу на прибыль организаций в размере 6,25% и по налогу на доходы физических лиц 9,4%.
В обоснование своих доводов заявители указали, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ доходы от указанных налогов относятся к собственным доходам местных бюджетов, а согласно ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" норматив отчислений по налогу на прибыль в местный бюджет устанавливается в размере не менее 5%, что из расчета ставки данного налога в областной бюджет - 16% составляет 31,25% (5 x 100 : 16 = 31,25), а по налогу на доходы физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой) - в размере не менее 50%, что из расчета ставки данного налога в областной бюджет - 100% составляет 50% (50 x 100 : 100 = 50). В приложении 2 к областному Закону указанные нормативы отчислений по налогам на прибыль и на доходы физических лиц установлены ниже минимальной ставки, определенной Федеральным законом, в связи с чем они подлежат признанию недействующими. Заявители полагают, что нормативы отчислений по указанным налогам в размере не ниже 31,25 и 50 процентов должны устанавливаться не в целом по субъекту Российской Федерации, а в бюджеты каждого муниципального образования.
В судебном заседании представители Законодательного Собрания и администрации Оренбургской области с доводами заявителей не согласились и пояснили, что доходы от налогов на прибыль и налогов на доходы с физических лиц действительно относятся к собственным доходам местных бюджетов, однако нормативы их отчислений соответственно в размере не менее 5 процентов от шестнадцати и 50 процентов от ста устанавливаются в среднем по субъекту РФ, а не в отношении каждого муниципального образования.
Решением Оренбургского областного суда от 10 февраля 2003 г. в удовлетворении заявлений муниципальным образованиям отказано.
В кассационной жалобе Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно пункту "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области N 492 от 25 декабря 2002 года принят Закон Оренбургской области "Об областном бюджете на 2003 год", который подписан главой администрации Оренбургской области 31 декабря 2002 года.
В соответствии с пунктами 44 и 45 приложения 2 к вышеуказанному Закону для Красноуральского и Пригородного сельских Советов норматив отчислений по налогу на прибыль организаций установлен в размере 6,25%, а по налогу на доходы физических лиц - соответственно 9,4 и 14,3%. Эти нормативы не являются местными налогами или сборами (ст. 15 НК РФ), налоговыми ставками (ст. 53 НК РФ) или дотациями, поскольку уплачиваются не налогоплательщиками, а представляют собой доли муниципальных образований, предназначенных отчислению из областного бюджета.
Вместе с тем данные нормативы отчислений (доли) относятся к собственным налоговым доходам местных бюджетов, хотя являются регулирующими (ст. ст. 47, 48, 61 Бюджетного кодекса РФ).
В статье 7 Федерального закона от 15 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к собственным доходам местных бюджетов относятся доли федеральных налогов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. В частности, к таким доходам относятся часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ и часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ. При этом размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, и они строятся на принципах выравнивания доходов муниципальных образований, что, в частности, возможно в результате применения регулирующих доходов.
В соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ налог на прибыль организаций устанавливается в размере 24%, из которых в местный бюджет зачисляется 2%, в региональный - 16%, в федеральный - 6%.
Проанализировав названные положения федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ и часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%, а также в среднем по субъекту РФ передаются в местные бюджеты с установлением для каждого муниципального образования конкретных нормативных отчислений в процентах. Эти нормативы отчислений в бюджеты разных муниципальных образований могут быть разными, а в среднем по субъекту РФ не должны быть менее 50% по налогу на доходы физических лиц и менее 5% по налогу на прибыль организаций.
В данном случае это требование Закона, как обоснованно указал суд в решении, выполнено, поскольку доход от налога на прибыль организаций в целом по бюджету области на 2003 год определен в сумме 3085378 тыс. руб., из которых 112787 тыс. руб. предназначены для местных бюджетов, что составляет 36,6%, при минимальной ставке 31,25%. Налог на доходы физических лиц в целом по области определен в размере 3911050 тыс. руб., для бюджетов муниципальных образований предназначено 2598861 тыс. руб., или 66,4% от общей суммы, при минимальной ставке 50%. Следовательно, средний норматив отчислений из областного бюджета в бюджеты 47 муниципальных образований области по указанным налогам выдержан с превышением. При этом приведенные заявителями формулы расчета нормативов отчислений (по налогу на прибыль организаций - 5 x 100 : 16 = 31,25%, по налогу на доходы физических лиц - 50 x 100 : 100 = 50%) применимы только в целом по субъекту Российской Федерации, а не в отношении конкретного муниципального образования, поскольку эти федеральные налоги переданы в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые часть из них распределяют по местным бюджетам с учетом конкретных обстоятельств. Из этого следует, как правильно указал суд, что не менее 50% доходов от подоходного налога с физических лиц и не менее 5% от налога на прибыль организаций, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, распределяются по бюджетам муниципальных образований с учетом принципа выравнивания их доходов.
Доводы заявителей о том, что их бюджеты по расходным статьям в полном объеме не пополнены и имеют большой дефицит, обоснованно не приняты во внимание, поскольку бюджеты других муниципальных образований также составлены с дефицитом, а консолидированный областной бюджет имеет дефицит в размере 14,9%.
Правильно признаны несостоятельными, как не основанные на законе, и доводы о том, что регулирование доходов бюджетов других муниципальных образований должно производиться за счет оставшихся в областном бюджете 11%, поскольку в Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" это не предусмотрено, а субъекту Российской Федерации предоставлено право самому определять нормативы отчислений в бюджеты каждого муниципального образования. При этом, как правильно указал суд, должно быть выполнено требование закона - размеры нормативов отчислений в абсолютной цифре не должны быть менее 5 и 50 процентов от предназначенных в областной бюджет доходов от налогов на прибыль организаций и от налогов на доходы физических лиц.
Методика формирования бюджета и расчета долей для муниципальных образований не противоречит требованиям федерального законодательства.
Выводы суда основаны на правильном толковании Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Нарушения норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, и которые бы привели к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Оренбургского областного суда от 10 февраля 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Пригородного сельского Совета Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 3-Г03-7 от 15.04.2003 В принятии к рассмотрению заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми и компенсации морального вреда отказано правомерно, так как решением избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя, поскольку он не обладает активным избирательным правом на территории округа, где баллотировался этот кандидат.  »
Общая судебная практика »
Читайте также