РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 15.04.2003 О признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим решения правления Региональной энергетической комиссии Кировской области от 24.01.2003 n 14.

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2003 года
Дело N А28-3380/03-69/13
(извлечение)
Арбитражный суд Кировской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Кировэнерго" к Региональной энергетической комиссии Кировской области о признании недействующим решения и его отмене,
установил:
заявление предъявлено о признании недействующим решения правления Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК) Кировской области от 24.01.03 N 14 и отмене его в установленном законом порядке.
Ответчик по существу заявление не оспорил, ссылаясь на то, что оспариваемый акт нормативно-правовым не является и что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав все материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Правлением РЭК Кировской области 24.01.03 принято решение "О тарифах на тепловую энергию".
Указанным решением утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Кировэнерго" теплично-парниковым хозяйствам, в размере 133,1 рубля. Решение введено в действие с 24.01.03.
Оспаривая названное решение, заявитель ссылается на противоречие его статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Постановлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.02 N 49-э/8 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Доводы заявителя являются обоснованными в силу следующих обстоятельств.
Частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ, вступившей в силу с 14.01.03) определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Решением правления РЭК Кировской области от 10.01.03 N 2 уже были утверждены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям области ОАО "Кировэнерго", в том числе на тепловую энергию прочим потребителям в размере 240 рублей за 1 Гкал. Повторное (24.01.03) утверждение тарифов для теплично-парниковых хозяйств, то есть фактическое их изменение в течение финансового года, без одновременного внесения на рассмотрение законодательного органа проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации противоречит требованиям части 4 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 (пункты 4, 5 и 15), определены основания для установления тарифов по заявлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и основания для установления тарифов по инициативе регулирующего органа (в том числе появление новой открывшейся информации, которой регулирующий орган на момент принятия решения об установлении тарифов не располагал). В рассматриваемой ситуации заявления ОАО "Кировэнерго" об установлении тарифов для теплично-парниковых хозяйств не было. Решение правления РЭК от 24.01.03 принято по ее инициативе. Однако основания установления тарифов, перечисленные в пункте 5 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, а также какая-либо новая открывшаяся информация, которой РЭК не располагала при установлении тарифов 10.01.03, в данном случае отсутствовали. Отсутствие оснований для установления новых тарифов свидетельствует о нарушении требований пунктов 5 и 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
Кроме того, отсутствует протокол рассмотрения дела об установлении тарифов, что является нарушением пункта 20 Правил государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
Пункт 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 (далее - Основы ценообразования), запрещает установление регулирующими органами пониженных (льготных) тарифов (цен) для отдельных потребителей без определения источника и механизма компенсации льгот. Установленный РЭК в решении правления от 24.01.03 тариф для парниково-тепличных хозяйств в размере 133,1 рубля за 1 Гкал является пониженным и, по существу, предоставляет льготы для группы хозяйствующих субъектов-потребителей. Однако при утверждении данного тарифа источник и механизм компенсации льгот не был установлен. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований пункта 27 указанных Основ ценообразования.
Согласно пункту 25 Основ ценообразования тарифы на электрическую и тепловую энергию дифференцируются по группам потребителей. Пунктом 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением ФЭК России от 31.07.02 N 49-э/8, определены группы потребителей тепловой энергии: бюджетные потребители и прочие потребители.
С учетом указанных положений нормативно-правовых актов установление РЭК тарифов для теплично-парниковых хозяйств (как группы потребителей) является неправомерным.
Оспариваемое решение правления РЭК затрагивает права и законные интересы ОАО "Кировэнерго", поскольку выделение в отдельную группу потребителей тепловой энергии теплично-парниковых хозяйств и установление для них льготного тарифа потребления теплоэнергии влечет выпадение доходов заявителя.
Довод ответчика о том, что оспариваемый акт не является нормативно-правовым, представляется суду несостоятельным, поскольку решение правления РЭК от 24.01.03 содержит обязательное для исполнения государственное предписание органа исполнительной власти многократного применения, адресованное неопределенному кругу лиц; в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" региональные энергетические комиссии наделены определенными полномочиями в области государственного регулирования тарифов и при установлении тарифов, по существу, выступают в качестве правотворческого органа.
Ссылка ответчика на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора является также необоснованной. По смыслу статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" рассмотрение разногласий между региональными энергетическими комиссиями и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, является одним из полномочий федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, что не означает обязательный досудебный порядок урегулирования возникших споров.
С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд
решил:
признать решение правления Региональной энергетической комиссии Кировской области от 24.01.03 N 14 не соответствующим части 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции федеральных законов от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ), пунктам 5, 15, 20 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226, пункту 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226, пункту 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.02 N 49-э/8, и недействующим.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 52-Г03-2 от 15.04.2003] Заявление о признании частично недействующими актов Верховного Совета Республики Алтай, касающихся Постоянного Представительства Республики Алтай при Президенте РФ, удовлетворено правомерно, так как ни Конституция РФ, ни ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации не содержат положений о возможности создания представительств республик при Президенте РФ.  »
Общая судебная практика »
Читайте также