ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (по материалам Военной коллегии Верховного Суда РФ) (Право в Вооруженных Силах, 2005, n 10) Судебные решения и некоторые определения, вынесенные Верховным Судом Российской Федерации в апреле - мае 2005 г.

ВЫНЕСЕННЫЕ ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В АПРЕЛЕ - МАЕ 2005 г.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
Выплата должностных окладов по временно исполняемым воинским должностям должна производиться независимо от срока ее исполнения
В соответствии со статьей 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями), офицерам, кроме указанных в статьях 70 и 71 этого Положения, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, допущенным приказом командира воинской части к временному исполнению других должностей с большими окладами в той же части, выплачиваются должностные оклады по временно исполняемым должностям (с учетом статьи 61 Положения), если временное исполнение должности продолжалось непрерывно: вакантной - более 30 дней, невакантной - более 60 дней.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании этой статьи недействующей в части, устанавливающей ограничение на выплату оклада по временно исполняемой должности для лиц, исполнявших невакантную должность непрерывно не более 60 дней, считая, что такое ограничение противоречит конституционному принципу вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, нарушает его права. В обоснование своего требования он указал, что является начальником учебного отдела Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации, в отсутствие заместителя начальника университета по учебной и научной работе неоднократно исполнял его обязанности, в том числе в течение последнего года в общей сложности более пяти месяцев, однако ни разу исполнение обязанностей не продолжалось более 60 суток, в связи с чем на основании статьи 59 Положения ему оклад по временно исполняемой должности выплачен не был, хотя при этом возрастают объем и сложность выполняемой работы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2005 года в удовлетворении указанного требования отказано.
В кассационной жалобе В. просил решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации нашла решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Военная служба является особым видом государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 2 статьи 43 которого на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности - на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Согласно статье 12 этого Федерального закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ни другие федеральные конституционные законы или федеральные законы не ограничивают право военнослужащих на выплату месячного оклада по той воинской должности, временное исполнение обязанностей по которой на них возлагается на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Поэтому в тех случаях, когда военнослужащий не является штатным заместителем и в его должностные обязанности не входит замещение временно отсутствующего лица, предусмотренное нормативным правовым актом ниже уровня федерального закона ограничение права на получение оклада по воинской должности, по которой исполняются обязанности, не соответствует требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Указанное ограничение прав военнослужащих не может применяться и в силу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку установлено правовой нормой, включенной в Положение с грифом "секретно", которое по этой причине не опубликовано официально для всеобщего сведения. Сведения о денежном довольствии военнослужащих, относящемся по своему характеру к социальным гарантиям, предоставляемым государством гражданам, проходящим военную службу, в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
При таком положении оспариваемое нормативное положение не может быть признано законным, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене с вынесением нового решения о признании статьи 59 Положения в оспариваемой части недействующей со дня вынесения решения, то есть с 12 апреля 2005 года.
Примечание. Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. N 05-4 приведено в справке о судебных решениях и некоторых определениях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в феврале 2005 года.
Определение
Кассационной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
от 12 апреля 2005 г. N КАС05-137
по заявлению В.
Судебные решения Военной коллегии
Ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими частями и подразделениями выплачивается лишь лицам, должности которых указаны в специальном Перечне
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным и недействующим с момента издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 г. N 33 в части невключения его должности командира большого плавучего дока "ПД-90" в Перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими частями и воинскими подразделениями. Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (п. 9 ст. 13) установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а также в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству Российской Федерации было поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить размеры и порядок выплаты указанным военнослужащим ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, имея в виду, что размер этой надбавки устанавливается в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 января 2002 г. N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" установило с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.
Перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, Правительство РФ предложило определять руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, указав источник финансирования данных расходов за счет средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны Российской Федерации приказом от 24 января 2002 г. N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" предложил своим заместителям, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации предложения по перечням воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка, указанная в пункте 1 этого приказа, в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Данным приказом Министра обороны утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении перечисленный в таблице личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.
13 февраля 2002 года Министр обороны РФ утвердил представленный ему Перечень, и в нем идет речь только о командирах воинских подразделений и воинских частей.
Должность же командира большого плавучего дока "ПД-90", которую занимает Ф., как это видно из Перечня, в него не включена с учетом конкретных задач, решаемых данным подразделением тылового обеспечения, таким образом, дополнительная выплата командиру судна не установлена.
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 07 и приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации 2003 года N 039 определена классификация кораблей и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации, в соответствии с которой большой плавучий док "ПД-90" относится к пятой группе кораблей и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации - "Катера и рейдовые суда обеспечения", классу - "Рейдовые специальные суда", основное предназначение которых - ремонт кораблей, судов, вооружения и техники в пунктах базирования, докование кораблей, судов.
Исходя из этого, рейдовое специальное судно - большой плавучий док "ПД-90" не относится к кораблям и судам, которые непосредственно определяют боевую способность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Закона "О статусе военнослужащих" наделяют должностных лиц государства правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом данная надбавка должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач. Указанный правовой принцип был соблюден как при издании Указа Президентом РФ, при принятии постановления Правительством РФ, так и Министром обороны РФ при утверждении Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а затем и при утверждении Перечня воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями.
Поэтому утверждение Ф. о том, что отсутствие в Перечне указанной им должности нарушает его право на получение ежемесячной денежной компенсации, является ошибочным.
Решение
Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
от 21 апреля 2005 г. N ВКПИ05-35
по заявлению Ф.
Ходатайство о частичном признании недействующей Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, оставлено без удовлетворения
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующими второй абзац пункта 13 приложения N 2 к пункту 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" в части слов "не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу", а также форму N 32 к п. 14 приложения N 2 к указанной Инструкции в части слов "не подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу до ____________ г.".
П. считал, что оспариваемый им нормативный правовой акт противоречит положениям Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и нарушает его право на свободный выезд из Российской Федерации.
Заявитель указывал, что Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" устанавливает ограничение для выезда за границу для тех граждан, которые

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 5-Г05-78 от 22.09.2005 В удовлетворении заявления об оспаривании статьи 1 Закона г. Москвы от 29.06.2005 О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва отказано правомерно, поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.  »
Общая судебная практика »
Читайте также