[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 03 - 04.04.2003] О признании недействующими решения Региональной энергетической комиссии Ульяновской области от 22.01.03 n 2 О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению и решения Региональной энергетической комиссии от 22.01.03 n 3 О тарифах на энергоресурсы.

РЕШЕНИЕ
от 3 - 4 апреля 2003 года
Дело N А72-961/03-Е93
(извлечение)
Арбитражный суд Ульяновской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Ульяновской области, выступающего в защиту государственных и общественных интересов, к Региональной энергетической комиссии Ульяновской области о признании недействующими решений РЭК Ульяновской области от 22.01.03 N 2 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению", от 22.01.03 N 3 "О тарифах на энергоресурсы",
установил:
прокурор Ульяновской области, выступая в защиту государственных и общественных интересов, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействующими решений РЭК Ульяновской области от 22.01.03 N 2 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению", от 22.01.03 N 3 "О тарифах на энергоресурсы".
Определениями суда от 18.03.03, от 27.03.03 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ульяновская городская Дума, ОАО "Ульяновскэнерго", Законодательное Собрание Ульяновской области, администрация Ульяновской области.
Администрацией Ульяновской области заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления финансов Ульяновской области.
Ходатайство подлежит удовлетворению.
Представитель заявителя в судебном заседании, настаивая на удовлетворении требования, пояснил, что оспариваемые решения РЭК противоречат Федеральному закону от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.03 N 6-ФЗ, поскольку оспариваемые решения об установлении тарифов приняты после принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации - Ульяновской области без одновременного внесения на рассмотрение законодательного органа Ульяновской области проекта закона о внесении изменений в Закон Ульяновской области о бюджете на текущий год. Кроме того, Ульяновской РЭК допущены процедурные нарушения при принятии решений, не учтен уровень жизни жителей региона. Заключение экспертной группы не подписано всеми членами экспертной группы. Не учтены требования протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11.12.02 N 46, постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 05.02.03.
Представители РЭК в судебном заседании заявленное требование считают не подлежащим удовлетворению, так как оспариваемые решения приняты в соответствии с требованиями Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию. Экономическая обоснованность тарифов подтверждена Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. Нормы Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ могут быть применены только на следующий, 2004 год, поскольку данный Закон не имеет обратной силы. Спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку решением от 21.01.03 N 2 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению" не затрагиваются какие-либо права населения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Постановление ФЭК России, предусматривающее установление тарифов на электроэнергию в зависимости от уровня жизни населения региона, не отменено, но, по мнению представителя, не может применяться, поскольку должен решаться вопрос о полном прекращении субсидирования.
Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по аналогичным основаниям.
Представитель администрации Ульяновской области конкретных пояснений не дал, поддерживает позицию РЭК.
Представитель Главного управления финансов Ульяновской области поддерживает доводы администрации Ульяновской области.
Опрошенная в качестве свидетеля Куземина Галина Петровна пояснила, что является начальником сводного отдела прогнозирования и анализа бюджета области Главного управления финансов Ульяновской области. Проект бюджета Ульяновской области на 2003 год разрабатывался без учета оспариваемых решений о повышении тарифов на электрическую и тепловую энергию. Вместе с тем свидетель считает, что при условии применения установленного индекса дефлятора цен в размере 1,181, рассчитанного по тарифам 2001 года, успешного выполнения запланированной программы по мерам сбережения энергоресурсов тарифы, установленные оспариваемыми решениями, возможно, не вызовут значительного отрицательного влияния на бюджет. Бюджетом области предусмотрены отчисления муниципальным образованиям для дотационных выплат льготным категориям населения, в том числе по оплате электроэнергии и иных коммунальных услуг, но это не является обязанностью администрации области и областного бюджета. Имеющаяся непогашенная задолженность бюджетных предприятий и учреждений за тепло- и электроэнергию и источники ее погашения в бюджет 2003 года не включены.
Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области поддерживает требование прокурора Ульяновской области по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив, что принятие решений об увеличении тарифов существенно затрагивает утвержденный бюджет Ульяновской области в связи с неизбежностью роста затрат по финансированию бюджетных организаций и предприятий, льготных категорий населения по утвержденным дотациям, вызовет неизбежное перераспределение утвержденных затратных статей бюджета. Увеличение тарифов не соответствует реальному уровню жизни населения региона, который не учтен при принятии решений. Каких-либо обращений со стороны РЭК либо администрации области в части внесения изменений в утвержденный бюджет области одновременно и в связи с принятием решений об изменении тарифов не поступало. Внесение дополнений в бюджет Законом Ульяновской области от 05.02.03 N 001-ЗО не имеет отношения к решениям РЭК об установлении новых тарифов и вызвано перераспределением расходов и доходов по совершенно иным основаниям. Утвержденных доходной, расходной части и предельного дефицита бюджета данное изменение не касалось.
Представитель Ульяновской городской Думы поддерживает требование прокурора Ульяновской области по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив, что решения об изменении тарифов не согласованы с Экспертным бюро и не прошли правовую экспертизу в Управлении Минюста России по Ульяновской области. Принятие новых тарифов противоречит законодательству и влечет значительное увеличение средств бюджета для финансирования бюджетных организаций и льготных категорий населения, в том числе отрицательно влияет на формирование городского бюджета. При принятии решения не учтен реальный жизненный уровень населения региона.
Из материалов дела усматривается, что РЭК Ульяновской области приняты решения от 22.01.03 N 2 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению" и от 22.01.03 N 3 "О тарифах на энергоресурсы" (в дальнейшем - решения РЭК N 2 и N 3).
Решением РЭК N 2 утверждены новые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению и приравненным к нему группам потребителей, в том числе дифференцированные по зонам суток, вводимые в действие с 01.02.03 (приложения N 1, 2), и аналогичные тарифы в увеличенном размере, вводимые в действие с 01.07.03 (приложения N 3, 4) (пункты 1, 2 решения). Потребители обязаны осуществлять расчеты по одному из утвержденных тарифов до следующего их изменения (п. 3 решения). Также установлены отдельные тарифы для специализированных организаций, дифференцированные по уровням напряжения, по перечню, утверждаемому РЭК (п. 4 решения). Признаны утратившими силу с 01.02.03 ранее действовавшие тарифы для населения, утвержденные решением РЭК от 18.07.02 N 22 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению" (п. 6 решения).
Решением РЭК N 3 установлены и введены в действие с 01.02.03 тарифы на электрическую энергию по группам потребителей (кроме населения), в том числе бюджетным потребителям, тарифы на электроэнергию, дифференцированные по зонам суток, тарифы на тепловую энергию (кроме населения), в том числе бюджетным потребителям (приложения N 1, 2, 3) (п. 3 решения). Дано разрешение ОАО "Ульяновскэнерго" устанавливать специализированный тариф на теплофикационную воду применительно к рентабельности среднеотпускного тарифа, а также производить расчеты с ГУП ПО "УМЗ" по тарифу, установленному для бюджетных организаций (п. 5 решения). Признаны утратившими силу ранее действовавшие тарифы на электрическую и тепловую энергию, установленные решениями РЭК от 18.07.02 N 23 "О тарифах на энергоресурсы" и от 30.09.02 N 28 "О тарифах на тепловую энергию ОАО "Ульяновскэнерго" (п. 7 решения).
Оспариваемые решения опубликованы в "Народной газете" от 28.01.03 (N 9).
Анализ оспариваемых решений РЭК N 2, 3 и ранее действовавших решений РЭК от 18.07.02 N 22, от 18.07.02 N 23, от 30.09.02 N 28 показывает, что вновь утвержденные тарифы существенно отличаются от ранее действовавших, при этом при снижении размера тарифов потребителям с присоединенной мощностью до 750 кВА и выше 750 кВА, не относящимся к бюджетным потребителям, тарифы снижены от 4,06 до 7,5 процента, в то же время тарифы бюджетным потребителям (кроме населения) увеличены на 18,8 процента, населению и приравненным к нему потребителям тарифы увеличены на 42,8 процента.
Согласно Федеральному закону от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (принят Государственной Думой Российской Федерации 19.12.02, вступил в законную силу 14.01.03) предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Бюджет Ульяновской области как субъекта Российской Федерации на 2003 год утвержден Законом Ульяновской области от 31.12.02 N 068-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2003 г.", принятым Законодательным Собранием Ульяновской области 26.12.02 и вступившим в силу со дня его подписания в соответствии со статьей 26 указанного Закона. При этом расходная часть бюджета утверждена в сумме 5207471,2 тыс. рублей, доходная - в сумме 4905518,5 тыс. рублей, предельный дефицит бюджета утвержден в указанной разнице между доходной и расходной частью в сумме 301952,7 тыс. рублей. Закон опубликован в издании "Деловой вестник" от 31.12.02, в газете "Ульяновская правда" от 05.01.03. Изменение бюджета Законом Ульяновской области от 05.02.03 N 001-ЗО не имеет отношения к оспариваемым решениям, принято по иным основаниям и не изменяет утвержденных доходной, расходной части бюджета и его предельного дефицита.
Анализ статей утвержденного бюджета, представленные расчеты дополнительных расходов в связи с увеличением тарифов для населения, приравненных к нему групп потребителей, бюджетных потребителей энергоресурсов подтверждают доводы представителей Законодательного Собрания Ульяновской области и администрации Ульяновской области, что утверждение оспариваемыми решениями новых тарифов приведет к росту расходов бюджета, изменению состава расходов и увеличению утвержденного предельного дефицита при сохранении утвержденной доходной части бюджета.
При утверждении новых тарифов на электроэнергию и энергоресурсы РЭК не принято мер по одновременному внесению на рассмотрение законодательного органа Ульяновской области проекта изменений в утвержденный Закон Ульяновской области о бюджете на 2003 год, в связи с чем оспариваемые решения РЭК противоречат Федеральному закону от 10.01.03 N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", имеющему по сравнению с ними большую юридическую силу.
Суд не принимает доводы представителей РЭК о том, что действие Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ может распространяться только на 2004 год. Указанный Закон вступил в силу 14.01.03, то есть до принятия оспариваемых решений, при этом статьей 3 этого Закона прямо определен момент его вступления в силу со дня официального опубликования. Поэтому при принятии оспариваемых решений РЭК была обязана руководствоваться нормами данного Федерального закона в части порядка установления тарифов.
В соответствии со статьей 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226, решение об установлении тарифов (цен) принимается правлением регулирующего органа по итогам публичного рассмотрения дела об установлении тарифов. Согласно статье 18 рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) публикуется в средствах массовой информации, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет. На заседании правления при рассмотрении дела об установлении тарифов (цен) имеют право присутствовать любые лица.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 19 - 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 30.10.02 N 75-Э/5

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-191 от 03.04.2003] В удовлетворении заявления о признании частично недействующими санитарных правил Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПин 2.2.1/2.1.1.1031-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001, отказано, так как оспариваемые предписания санитарных правил полностью соответствуют действующему законодательству.  »
Общая судебная практика »
Читайте также